Юрист Григорий Вайпан заявил, что дети жертв сталинского террора вправе рассчитывать на победу над государством в судебном разбирательстве в Верховном суде, куда они обратились с коллективным иском.
Российские власти под различными бюрократическими предлогами отказываются предоставить квартиры в Москве и других крупных городах тем людям, чьи родители были выселены в ходе репрессий. Теперь это уже совсем пожилые люди, многие из них старше 80 лет. 16 женщин и семеро мужчин требуют исполнить закон от 1991 года и решение Конституционного суда России от 2019 года, которые гарантируют им право вернуть жилье своих родителей или получить за него компенсацию.
По словам Григория Вайпана, который представляет в Верховном суде интересы детей жертв сталинского террора, это первый в истории России коллективный иск о неисполнении решения Конституционного суда.
«Когда мы подавали жалобу в Конституционный суд два года назад, никто не верил, что будет какая-то реакция. Тем не менее Конституционный суд встал на сторону жертв репрессий и обязал государство наконец обеспечить их жильем, тем самым выполнив те обязательства, которое приняло на себя еще в 1991 голу. Так что ничего невозможного нет», — заявил «Ридусу» Вайпан.
«Мы сделаем все возможное, чтобы дети ГУЛАГа получили компенсацию, готовы использовать все доступные нам юридические способы. Решение Конституционного суда не исполняется уже почти два года, хотя касается не только тех 23 человек, что подали коллективный иск, а гораздо большего круга людей, их примерно полторы тысячи», — добавил он.
Работа заключенных в ГУЛАГе © Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ruВайпан пояснил, что хотя жертв сталинских репрессий гораздо больше, по закону претендовать на компенсацию от государства могут только дети репрессированных людей, а не их внуки, и только если они родились в лагерях или в ссылке.
«Дети были приравнены по статусу к своим репрессированным родителям именно потому, что они претерпевали схожие тяготы — жили либо в лагере, либо на спецпоселении в ссылке. Особенность коллективного иска в том, что те 23 человека, которые обратились в Верховный суд, могут выступать от имени всей группы, то есть от всех детей ГУЛАГа. Если мы выиграем дело, решением Верховного суда смогут воспользоваться все», — подчеркнул он.
Закон «О реабилитации жертв политических репрессий» от 1991 года обязывает российские власти возместить ущерб тем, кто был отправлен в ссылку или лагеря ГУЛАГа, а также их родившимся в этих местах детям. Большинство из репрессированных уже умерли, а остальным власти отказываются возмещать ущерб, ссылаясь на то, что Госдума не установила четкого механизма таких компенсаций.
Соответствующий законопроект «застрял» в российском парламенте на этапе согласования в профильных комитетах, рассказала «Ридусу» депутат Галина Хованская. Законопроектов было даже два: один вышел из-под пера чиновников Минстроя, а второй от партии «Справедливая Россия», но ни один из этих документов не дошел до финального чтения в Госдуме.
Хованская указала, что следует как можно скорее утвердить положение об особом порядке предоставления жилья для жертв репрессий — их надо выделить в отдельную очередь или установить предельный срок, по которому все пострадавшие должны получить или квартиры, или денежные компенсации.
«Сейчас им либо вообще отказывают в компенсациях, либо в некоторых регионах ставят в общую очередь на получение квартир, в среднем там срок ожидания 20 лет, представляете? Это люди, которым за 70 лет, а многим за 80. Мы не в Японии, никто из них не доживет, если ничего не изменить. Хочется надеяться, что совесть проснется у этих чиновников из правительства. Они видимо не понимают, что это такое, когда папу расстреляли, а маму с ребенком отправили в ссылку», — сказала она.
День памяти жертв репрессий на Лубянской площади, 1991 год © Фото Сергея Мамонтова и Александра Неменова /Фотохроника ТАСС/У правительственного законопроекта было больше шансов получить статус закона, но дальше второго чтения в Думе он пока не прошел. Его содержание детей ГУЛАГа и правозащитников категорически не устраивает: вопрос о предоставлении жилья жертвам репрессий предлагается оставить в компетенции региональных властей, у которых просто нет на это денег. Проект «Справедливой России», который обязывал выплачивать компенсации из федерального бюджета, был отклонен.
«То что предложило правительство — это не исполнение решения Конституционного суда, а имитация исполнения. На самом деле все останется как прежде. Я считаю, что они правильно сделали, что пошли в суд. Судебные решения у нас правда тоже не всегда исполняются, например, по детям-сиротам, которым положенные от государства квартиры не дают. Но это лучше, чем вообще ничего не делать», — заключила Галина Хованская.
В КПРФ проблемами жертв сталинских репрессий заниматься тоже не очень хотят. Хотя представитель коммунистов Сергей Шаргунов вошел в группу депутатов, которые предлагают поправки к закону от Минстроя, в пресс-службе Компартии заявили, что гораздо важнее добиться от правительства компенсаций детям, пострадавшим в годы Великой Отечественной войны.
«Кто там подал в суд? Первый раз про это слышу. Есть организация „Дети войны“, мы неоднократно вносили в Госдуму закон о статусе ребенка войны и выплатах из бюджета. Это касается людей, у которых не было детства, потому что оно пришлось на военные годы, а старость у них пришлась на Перестройку. Но „Единая Россия“ наши инициативы блокирует. Вот эту ситуация я знаю. А что касается детей ГУЛАГа, то давайте сперва с детьми войны разберемся», — заявил «Ридусу» пресс-секретарь Геннадия Зюганова Александр Ющенко.