Новый источник пополнения бюджета изобрели в Совете Федерации. Сенаторы предложили с 1 февраля 2020 года ввести в России платную регистрацию всех мобильных устройств с выходом в интернет по международному идентификатору мобильного оборудования IMEI.
Налог (хотя он так не называется, но является оным по сути) коснется владельцев телефонов, планшетов, ноутбуков, счетчиков электроэнергии и воды.
Стоимость «услуги регистрации» предлагается установить в размере 100 рублей за одно устройство. За неуплату устройство будет заблокировано оператором связи.
Осведомленный источник сообщил «Ридусу» на условиях анонимности, что предлагаемая система регистрации не является каким-то российским ноу-хау.
По словам эксперта, не надо искать черную кошку там, где ее нет, — то есть подозревать законодателей в попытке под видом отслеживания ворованных гаджетов установить тотальную слежку за гражданами.
Проблема воровства гаджетов в самом деле есть. И зарубежный опыт показывает, что, когда вводилась регистрация их IMEI, количество краж резко сокращалось, — в похищении телефонов просто пропадал смысл, ими было уже невозможно воспользоваться. А если вы думаете, что таким образом сенаторы хотят создать дополнительный инструмент слежки за гражданами, то вы ошибаетесь. „Большой брат“ уже сейчас имеет более чем достаточно инструментов и прав, чтобы следить за всеми, как ему заблагорассудится, — говорит он.Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что предлагаемый законопроект представляет собой бессмысленный набор слов и поэтому, скорее всего, останется в недрах Совфеда.
Самое главное — воровство телефонов в России потеряло экономический смысл, потому что сами их производители стали снабжать гаджеты опцией, которая позволяет блокировать утерянное устройство и тем самым лишает его функциональности. Вор не сможет его продать, — соглашается он со своим анонимным «коллегой».Не выдерживает критики также посыл о необходимости создания базы IMEI, потому что таковая фактически существует, продолжает эксперт.
Сейчас, если у человека украли айфон и он заявил в полицию, следователь звонит оператору, сим-карта которого стояла в устройстве, и оператор сообщает номер IMEI в течение минуты. То есть нет никакой проблемы эти номера узнать, потому что их база есть, разве что она имеется в распределенном виде, но с практической точки зрения нет никакой разницы, хранится она в разных местах или единым списком, — подчеркивает Муртазин.Поэтому, заключает он, скорее всего, все объяснения о борьбе с воровством гаджетов скрывают истинный смысл инициативы — «снять стружку» с владельцев электронных устройств в виде тех самых 100 рублей с гаджета.
Для отдельного владельца это не те деньги, из-за которых может повыситься «социальное напряжение», а в масштабах страны за счет нового квазиналога бюджет получит 16,6 миллиарда рублей в год (кстати, ровно такую сумму ЦБ РФ в 2019 году ежедневно тратит на покупку валюты).