В десятках стран уровень знаний подростков по математике и навыки чтения беспрецедентно снижаются, и закрытие школ из-за COVID виновато в этом лишь частично, заявила Организация экономического сотрудничества и развития во вторник в обзоре глобальных стандартов обучения.
По данным ОЭСР, падение успеваемости стало самым резким с 2000 года, когда организация начала отслеживать этот показатель. Обычно раз в три года проводятся тесты на чтение, знание математики и естественных наук среди пятнадцатилетних подростков. За результатами внимательно следят политики, поскольку считается, что это исследование дает наиболее полную картину уровня образования в разных странах.
В прошлом году почти 700 тысяч молодых людей прошли двухчасовой тест в 38 государствах, входящих в ОЭСР (в основном развитых), и в 44 странах, которые не состоят в этой организации.
Выяснилось, что с 2018 года успеваемость по чтению в странах ОЭСР снизилась в среднем на десять баллов, а по математике — на пятнадцать баллов, что эквивалентно потере трех четвертей годового объема обучения.
Как сообщает Reuters, более половины всех изученных стран показали падение уровня математических знаний, но особенно сильно он просел в Германии, Исландии, Нидерландах, Норвегии и Польше.
В среднем по ОЭСР каждый четвертый пятнадцатилетний подросток показал низкую успеваемость по математике, чтению и естественным наукам. Они не умели использовать базовые алгоритмы или интерпретировать простые тексты.
«COVID, вероятно, сыграл определенную роль, но я бы не стал ее переоценивать», — заявил на пресс-конференции директор по образованию ОЭСР Андреас Шлейхер.
По его словам, есть основополагающие структурные факторы, и они, скорее всего, станут постоянными особенностями мировых систем образования. В частности, более низкие результаты, как правило, были связаны с более высоким уровнем использования мобильных телефонов в свободное время, а также с нехваткой учителей в школах.
Страны, которые поддерживали учителей во время закрытия школ из-за COVID и в целом обеспечивают их высокой социальной защитой, показали лучшие результаты.
Спад в уровне знаний вовсе не был неизбежным, уточнила ОЭСР. В пример аналитики организации привели Сингапур, где учащиеся набрали самые высокие баллы по математике, чтению и естественным наукам и в среднем на три-пять лет опережают своих сверстников из стран ОЭСР.
Отличные результаты в области математики показали также школьники Макао, Тайваня, Гонконга, Японии и Южной Кореи. Неплохие показатели у Эстонии и Канады.
В чтении отличились Ирландия, Япония, Южная Корея и Тайвань. При этом в Ирландии и Японии расходы на одного студента не превышали средний показатель по ОЭСР.