Режиссёр Владимир Алеников, любимый многими по «Приключениям Петрова и Васечкина», показывает в рамках Московского кинофестиваля свою новую, но при этом «старую» работу – «Войну принцессы», снятую ещё в конце 90-х, но все последующие годы по ряду причин пролежавшую на «полке». В фильме, в котором классическая история Ромео и Джульетты перенесена в подмосковный городок, раздираемый противоречиями между местными и кавказцами, сыграли совсем тогда юные Глюкоза, Артур Смольянинов и Лянка Грыу.
«Война принцессы» Владимира Аленикова представлена на ММКФ в рамках программы «Гала-премьеры» - и вполне можно сказать, что премьера эта долгожданная. Съёмки картины прошли в далёком 1999-м году, но после их окончания между режиссёром и инвестором возникли более чем серьёзные разногласия. В результате Алеников был лишён собственного фильма – который выпустили на экраны в начале нулевых в продюсерской монтажной версии под названием «Триумф». Всё последующее десятилетие режиссёр отчаянно пытался вернуть себе права на исходный материал – и в результате сравнительно недавно добился в этом успеха. И вот – «Война принцессы» закончена именно так, как видит её непосредственно автор. «Роды были долгие, тяжёлые, но надеюсь благополучные», - облегчённо пошутил на этот счёт Алеников на прошедшей пресс-конференции, наотрез, впрочем, отказавшись делиться подробностями всей этой трагической истории – и уж тем более сравнивать итоговый вариант с тем злополучным «Триумфом»: «Мне совсем не хочется омрачать этот радостный день воспоминаниями о фильме, к которому я не имел никакого отношения».
Кстати сказать, на этом ММКФ это не единственная премьера подобного рода – Киноридус уже писал о фильме «Тёмная кровь» с погибшим двадцать лет назад Ривером Фениксом. В российском случае, по счастью, все, кажется, ещё живы – и более того, некоторые актёры успели за прошедшие годы стать большими звёздами: это Наталья Ионова (Глюкоза), Артур Смольянинов и Лянка Грыу, сыгравшие здесь второплановых персонажей разной степени яркости (исполнители главных ролей ни с миром кино, ни с миром шоу-бизнеса свою судьбу связывать не стали). Однако вполне возможно, что «Война принцессы» как раз тот случай, когда все бы выиграли, останься фильм таинственной легендой. Потому как с художественной точки зрения картина, скажем так, более чем подвержена критике. Особый вопрос, как выглядела бы она в 99-м, быть может, на тот момент она бы и «сыграла»… Но сейчас увиденное представляет из себя довольно печальное зрелище.
Хотя режиссёр (которого все мы, наверное, любим за «Приключения Петрова и Васечкина») убеждён в обратном, признаваясь, что не стал ничего менять и осовременивать, поскольку на его взгляд сюжет по сию пору остался актуальным и даже стал ещё более злободневным, чем раньше. Но на счёт сюжета как раз никто и не спорит – ибо он есть не что иное, как очередная вариация на тему бессмертных «Ромео и Джульетты». В подмосковном городке местные враждуют с «пришлыми», регулярно обмениваясь кровавыми перестрелками. Причём герои – вполне шекспировского возраста, лет 12-14, что не мешает им довольно ловко обращаться с оружием и представлять, как круто они разнесут неприятеля при помощи нескольких гранат. Разумеется, в один прекрасный миг судьба сводит вместе недавно приехавшую в городок Юльку Захарову из Лизановки, которую все зовут Принцессой, и «южного» Карена, живущего здесь уже три года. Их дружба, начавшаяся в понедельник, развивается стремительно – и уже к воскресению достигает своего закономерного финала. На пути к которому знакомая история обрастает многочисленными приметами «лихих 90-х» - с нюханием клея «Момент», с лимонадами «Буратино» и «Дюшес», с приставучим отчимом, с любовью к «Spice Girls», с песней «Любимый мой, родной, возьми меня с собой», которую Принцесса напевает, когда её родители-алкаши переругиваются на кухне…
Всё это обильно сдобрено молодёжным сленгом, ради которого Алениковым специально был найден во ВГИКе сценарист Денис Родимин (позже прославившийся «Бумером»). Результаты его изысканий непосредственно в подростковых кругах «украшают» картину едва ли не ежеминутно: «По кайфу будет», «Хлебало закрой, а то очки проглотишь», «Ты такой конкретный, Карен» - неужто так действительно говорили четырнадцать лет назад?.. Режиссёрские решения также то и дело «радуют глаз»: толпа, выбегающая посреди ночи из домов на звук автомобильной сирены; раздавленный во время обстрела кавказского рынка помидор; МГУ и Кремль, отчётливо видные из помойного вида развалин; грустная девочка, сидящая возле кафешной вывески «Мечта»… Есть, впрочем, и интересные приёмы – например, в кадр здесь, как правило, не попадают лица взрослых, камера застревает на уровне их груди-живота (это специально). Но общая наивность повествования начисто вычёркивает всё, что есть в фильме хорошего (пусть того и немного), заставляя выставить «Войне принцессы» минимальнейшую оценку.
Хотя режиссёр уверяет, что уже видевшая его «поэтическую драму» молодёжь откликнулась на эту историю с волнением. И напоминает, что «Вестсайдская история» (в которой шекспировский сюжет также был разыгран на национальной почве) в своё время заметно повлияла на изменение внутреннего американского климата, - надеясь, что и его работа сможет сыграть важную роль в процессе прекращения межнациональной вражды. Алеников верит в возможность достойного для своей картины проката – что ж, не будем его разубеждать. А пожелаем лучше удачи с новыми проектами: со сказочной богатырской историей для детей, которую, возможно, он начнёт снимать уже этим летом, и со «взрослой» экранизацией собственного романа «Странники терпения», которую разрабатывает сейчас студия Никиты Михалкова «ТриТэ», планируя на главную роль Евгения Миронова.