В Москву приехал Джон Лассетер - человек, изменивший понятие о современной анимации. Благодаря его таланту (если не сказать гению) студия Pixar представила миру лучшие мультфильмы последних полутора десятилетий и доказала: игрушки – живые.
Джон Лассетер вместе со Стивом Джобсом и Эдом Кэтмюллем стоял у истоков Pixar Animation Studios. В 2009 году его режиссерский, драматургический и продюсерский вклад в искусство был отмечен Венецианским кинофестивалем почетной премией «Золотой лев». Сегодня он занимает пост креативного директора Walt Disney Animation Studios и Pixar Animation Studios. В течение года в мировой и российский прокат выйдут следующие анимационные картины под его патронажем: «Храбрая сердцем», «Ральф», «Феи: Сказочный лес» и «Академия монстров». За полгода до премьеры последней детям нового поколения напомнят начало этой истории – выпустив обновленную версию «Корпорации монстров» в формате 3D. Также конвертации уже подвергнута одна из самых выдающихся работ студии - «В поисках Немо», повторный выход в прокат намечен на сентябрь. На встрече с журналистами Лассетер рассказал о новых планах студии.
«Когда мы создаем 3D-версию двухмерного фильма, - говорит Лассетер, - то одной из основных сложностей для нас является то, что программное обеспечение, на котором мы создали фильм, уже устарело. И мы должны взять все файлы - и переконвертировать их в новый формат. Это огромная работа, довольно сложная и скучная. Но «Немо» - это как раз один из тех фильмов, которые просто идеально подходят для формата 3D! Новый формат дал нам возможность по-настоящему показать ту глубину воды, которую мы изначально хотели достичь ранее». «И что я еще люблю в 3D, - продолжает режиссер, - так это то, что благодаря этому фильм можно снова посмотреть на большом экране. Раньше у «Диснея» была традиция перевыпускать свои фильмы каждые семь лет – для зрителей нового поколения. И сейчас «Пиксар» возрождает эту традицию». Но при этом Лассетер уточняет, что «Пиксар» смотрит на новый формат не как на «прикольную» технологию, а как на новый инструмент в рассказе истории. «Мы всегда думает о том, чтобы камера работала на историю. Для нас 3D - это возможность «обернуть» зрителя в нашу историю. И мы надеемся, что те, кто смотрит наши фильмы в 3D, смотрят их ради истории, а не ради формата».
Рассказывая о сиквеле «Корпорации монстров», Лассетер уточняет, что на самом деле это приквел: это история о том, как главные герои первого фильма познакомились в университете монстров и стали друзьями. И обещает, что продолжение будет сильно отличаться от первой части. «Мы создаем сиквел не потому, что мы хотим создать сиквел, а потому, что нам приходит в голову идея, которая лучше, чем оригинал», - говорит московский гость, разочаровывая тех, кто ждет «ВАЛЛИ – 2»: такой идеи у команды «Пиксар» пока не появилось.
Подробнее всего Лассетер останавливается на ближайшей премьере – мультфильм «Храбрая сердцем» выходит на экраны 21 июня. «Он очень отличается от наших предыдущих работ, это необычный проект для «Пиксар». В компьютерной анимации очень сложно сделать исторический фильм, поэтому многие наши ленты были сняты о настоящем времени. Но мне хотелось, чтобы мы бросили вызов самим себе. Мы не хотели создавать этот мультфильм в прежнем стиле, мы хотели создать что-то новое».
Рассказал Лассетер и о будущих планах «Пиксар» - учитывая, что производство каждого фильма занимает как минимум четыре года, то можно представить, сколько их у студии. Первым на повестке дня стоит мультфильм «Хороший динозавр» - история о том, чтобы случилось, если бы динозавры не вымерли. «Мы сфокусировались на травоядных динозаврах, их общество скорее похоже на общество фермеров. Это очень смешная история о том, как живет молодой динозавр, у него не совсем получается вписаться в это общество и он отправляется в путешествие, чтобы найти себя». Затем имеется «очень умный фильм» о человеческом мозге, для работы над которым пиксаровцы активно консультируются с профессорами университета в Беркли. И вовсю разрабатывается сюжет о Дне мертвых – мексиканском празднике, во время которого собирается вся семья, верящая, что те, кто ушел, на самом деле остались в этом мире. «Это уникальная история о том, как все члены семьи держаться вместе».
Отвечая на вопрос, знает ли он советские мультфильмы, Лассетер сразу выделил работу Александра Петрова «Корова», которая произвела на него очень сильное впечатление. А больше всего ему в наших лентах нравится то, что они очень разнообразны – к разнообразию всегда стремится и «Пиксар». Спросили его и о дружбе с Хаяо Миядзаки, берущей свое начало в далеких 80-х: «Его фильмы всегда меня вдохновляют, в них всегда можно найти новые визуальные решения и новые идеи. Он все еще любит рисованную анимацию, но постепенно все же начинает интегрировать в свои работы и компьютерную». Главное же отличие между ними он видит в том, что Миядзаки один сочиняет свою историю, в то время как люди из «Пиксар» неизменно работают в команде.
Говоря о волшебстве в сказках, Лассетер уточняет, что ему интересно не просто волшебство само по себе, а важнее всего найти в нем логику, правила, по которым это волшебство работало бы в их историях. Главное тут - чтобы было неожиданно и интересно. На вопрос, планирует ли «Пиксар» производство анимационных телесериалов, Лассетер отвечает отрицательно, поясняя, что для их студии на первом месте всегда стоит рассказываемая История. А при потоковом производстве он сомневается, что они смогут постоянно поддерживать уровень, ниже которого уже не имеют права опуститься.
Киноридус же решил спросить Джона Лассетера вот о чем. Многие замечают, что в последние годы в работах «Пиксара» все чаще появляются серьезные, подчас философские нотки. Разумеется, это обогащает искусство в целом, но не кажется ли ему, что это в чем-то обедняет сами мультфильмы, которые теперь не всегда хочется пересматривать? Лассетер так не считает: «Все наши фильмы были очень смешными, но в то же время и очень эмоциональными. Когда у тебя контакт с историей, контакт с персонажами, это работает на фильм. Если влюбиться в персонажей - это обязательно выйдет за рамки фильма. Я знаю многих родителей, которые ставят диски с нашими фильмами для своих детей и начинают смотреть их из дальнего угла комнаты. Но потом история затягивает их – и они пересаживаются ближе. В наших историях всегда есть баланс между настоящими эмоциями и юмором. Мы всегда хотим, чтобы наши истории были очень смешными, независимо от того, на какой язык они переведены. Поэтому основные точки истории никогда не рассказываются словами - история развивается визуально. И это работает сильнее».
Завтра, 29 мая, Джон Лассетер представит московским зрителям программу короткометражных анимационных фильмов Walt Disney Animation Studios и Pixar Animation Studios из собрания «Платиновый Фонд Disney»: классические работы, определившие развитие современной анимации, и современные произведения двух студий. Также он проведет мастер-класс, записаться на который можно было, приняв участие в творческом конкурсе на сайтах киношколы «Cinemotion» и ее партнеров. Лассетер с нетерпением ждет этой встречи и знает, каков будет главный его совет молодым аниматорам: «Дело не в технологиях, дело в том, как вы используете эти технологии, чтобы создавать то, что вы любите».