Кино

Создатель студии Pixar рассказал в Москве о магии анимации

10 1522

Джон Лассетер. © Антон Белицкий/Ridus.ru

В Москву приехал Джон Лассетер - человек, изменивший понятие о современной анимации. Благодаря его таланту (если не сказать гению) студия Pixar представила миру лучшие мультфильмы последних полутора десятилетий и доказала: игрушки – живые.

Джон Лассетер вместе со Стивом Джобсом и Эдом Кэтмюллем стоял у истоков Pixar Animation Studios. В 2009 году его режиссерский, драматургический и продюсерский вклад в искусство был отмечен Венецианским кинофестивалем почетной премией «Золотой лев». Сегодня он занимает пост креативного директора Walt Disney Animation Studios и Pixar Animation Studios. В течение года в мировой и российский прокат выйдут следующие анимационные картины под его патронажем: «Храбрая сердцем», «Ральф», «Феи: Сказочный лес» и «Академия монстров». За полгода до премьеры последней детям нового поколения напомнят начало этой истории – выпустив обновленную версию «Корпорации монстров» в формате 3D. Также конвертации уже подвергнута одна из самых выдающихся работ студии - «В поисках Немо», повторный выход в прокат намечен на сентябрь. На встрече с журналистами Лассетер рассказал о новых планах студии.

Постер к мультипликационному фильму «Храбрая сердцем».

«Когда мы создаем 3D-версию двухмерного фильма, - говорит Лассетер, - то одной из основных сложностей для нас является то, что программное обеспечение, на котором мы создали фильм, уже устарело. И мы должны взять все файлы - и переконвертировать их в новый формат. Это огромная работа, довольно сложная и скучная. Но «Немо» - это как раз один из тех фильмов, которые просто идеально подходят для формата 3D! Новый формат дал нам возможность по-настоящему показать ту глубину воды, которую мы изначально хотели достичь ранее». «И что я еще люблю в 3D, - продолжает режиссер, - так это то, что благодаря этому фильм можно снова посмотреть на большом экране. Раньше у «Диснея» была традиция перевыпускать свои фильмы каждые семь лет – для зрителей нового поколения. И сейчас «Пиксар» возрождает эту традицию». Но при этом Лассетер уточняет, что «Пиксар» смотрит на новый формат не как на «прикольную» технологию, а как на новый инструмент в рассказе истории. «Мы всегда думает о том, чтобы камера работала на историю. Для нас 3D - это возможность «обернуть» зрителя в нашу историю. И мы надеемся, что те, кто смотрит наши фильмы в 3D, смотрят их ради истории, а не ради формата».

Рассказывая о сиквеле «Корпорации монстров», Лассетер уточняет, что на самом деле это приквел: это история о том, как главные герои первого фильма познакомились в университете монстров и стали друзьями. И обещает, что продолжение будет сильно отличаться от первой части. «Мы создаем сиквел не потому, что мы хотим создать сиквел, а потому, что нам приходит в голову идея, которая лучше, чем оригинал», - говорит московский гость, разочаровывая тех, кто ждет «ВАЛЛИ – 2»: такой идеи у команды «Пиксар» пока не появилось.

Подробнее всего Лассетер останавливается на ближайшей премьере – мультфильм «Храбрая сердцем» выходит на экраны 21 июня. «Он очень отличается от наших предыдущих работ, это необычный проект для «Пиксар». В компьютерной анимации очень сложно сделать исторический фильм, поэтому многие наши ленты были сняты о настоящем времени. Но мне хотелось, чтобы мы бросили вызов самим себе. Мы не хотели создавать этот мультфильм в прежнем стиле, мы хотели создать что-то новое».

Кадр из мультипликационного фильма «В поисках Немо».

Рассказал Лассетер и о будущих планах «Пиксар» - учитывая, что производство каждого фильма занимает как минимум четыре года, то можно представить, сколько их у студии. Первым на повестке дня стоит мультфильм «Хороший динозавр» - история о том, чтобы случилось, если бы динозавры не вымерли. «Мы сфокусировались на травоядных динозаврах, их общество скорее похоже на общество фермеров. Это очень смешная история о том, как живет молодой динозавр, у него не совсем получается вписаться в это общество и он отправляется в путешествие, чтобы найти себя». Затем имеется «очень умный фильм» о человеческом мозге, для работы над которым пиксаровцы активно консультируются с профессорами университета в Беркли. И вовсю разрабатывается сюжет о Дне мертвых – мексиканском празднике, во время которого собирается вся семья, верящая, что те, кто ушел, на самом деле остались в этом мире. «Это уникальная история о том, как все члены семьи держаться вместе».

Отвечая на вопрос, знает ли он советские мультфильмы, Лассетер сразу выделил работу Александра Петрова «Корова», которая произвела на него очень сильное впечатление. А больше всего ему в наших лентах нравится то, что они очень разнообразны – к разнообразию всегда стремится и «Пиксар». Спросили его и о дружбе с Хаяо Миядзаки, берущей свое начало в далеких 80-х: «Его фильмы всегда меня вдохновляют, в них всегда можно найти новые визуальные решения и новые идеи. Он все еще любит рисованную анимацию, но постепенно все же начинает интегрировать в свои работы и компьютерную». Главное же отличие между ними он видит в том, что Миядзаки один сочиняет свою историю, в то время как люди из «Пиксар» неизменно работают в команде.

Говоря о волшебстве в сказках, Лассетер уточняет, что ему интересно не просто волшебство само по себе, а важнее всего найти в нем логику, правила, по которым это волшебство работало бы в их историях. Главное тут - чтобы было неожиданно и интересно. На вопрос, планирует ли «Пиксар» производство анимационных телесериалов, Лассетер отвечает отрицательно, поясняя, что для их студии на первом месте всегда стоит рассказываемая История. А при потоковом производстве он сомневается, что они смогут постоянно поддерживать уровень, ниже которого уже не имеют права опуститься.

Кадр из мультипликационного фильма «Корпорация монстров».

Киноридус же решил спросить Джона Лассетера вот о чем. Многие замечают, что в последние годы в работах «Пиксара» все чаще появляются серьезные, подчас философские нотки. Разумеется, это обогащает искусство в целом, но не кажется ли ему, что это в чем-то обедняет сами мультфильмы, которые теперь не всегда хочется пересматривать? Лассетер так не считает: «Все наши фильмы были очень смешными, но в то же время и очень эмоциональными. Когда у тебя контакт с историей, контакт с персонажами, это работает на фильм. Если влюбиться в персонажей - это обязательно выйдет за рамки фильма. Я знаю многих родителей, которые ставят диски с нашими фильмами для своих детей и начинают смотреть их из дальнего угла комнаты. Но потом история затягивает их – и они пересаживаются ближе. В наших историях всегда есть баланс между настоящими эмоциями и юмором. Мы всегда хотим, чтобы наши истории были очень смешными, независимо от того, на какой язык они переведены. Поэтому основные точки истории никогда не рассказываются словами - история развивается визуально. И это работает сильнее».

Завтра, 29 мая, Джон Лассетер представит московским зрителям программу короткометражных анимационных фильмов Walt Disney Animation Studios и Pixar Animation Studios из собрания «Платиновый Фонд Disney»: классические работы, определившие развитие современной анимации, и современные произведения двух студий. Также он проведет мастер-класс, записаться на который можно было, приняв участие в творческом конкурсе на сайтах киношколы «Cinemotion» и ее партнеров. Лассетер с нетерпением ждет этой встречи и знает, каков будет главный его совет молодым аниматорам: «Дело не в технологиях, дело в том, как вы используете эти технологии, чтобы создавать то, что вы любите». 

Джон Лассетер. © Антон Белицкий/Ridus.ru