В Москву прибыли создатели «Матрицы» и «Парфюмера»: режиссеры Энди и Лана Вачовски и Том Тыквер привезли россиянам свой совместный фильм «Облачный Атлас». За несколько часов до премьеры они провели Q&A сессию, призвав молодежь обращать внимание не на коммерческую сторону кино, а на его смысловую составляющую, процитировав Шопенгауэра и Сартра и сравнив «Облачный атлас» с романом «Жизнь и судьба».
Отвечая на первый вопрос о том, как им работалось вместе (все-таки не часто один фильм создают три полноправных режиссера), Лана Вачовски сказала о любви с первого взгляда», а ее брат Энди сравнил отношения с Тыквером с «удачным браком». «Это было очень естественное притяжение», - заметил сам Том. Причем Лана ставит собственный опыт подобной коммуникации в пример другим, особенно молодым кинематографистам, напоминая, что режиссер – это не писатель и не живописец, которым позволено творить в одиночку. «Кино – это очень социальная форма искусства. Ты сам кино никогда не снимешь – тебе в любом случае понадобится помощь других художников», - призывает она не забывать, что лишь совместный труд обеспечивает «креативное ДНК» кинокартины. Этим, кстати, объясняется то, что создатели «Матрицы» против привычной формулировки «фильм Вачовски», видя в ней проявление неуважения к остальным участникам съемочной группы.
Любопытно, что среди многочисленных сопродюсеров столь грандиозной (как обещается: премьера вечером) картины – наш соотечественник Александр Роднянский, уверенно закрепляющий свои позиции на международном рынке. За его плечами – «Обитаемый остров» и «Елена», впереди – продолжение «Мачете», сейчас вот – «Облачный атлас». Том Тыквер выражает его компании особую признательность, вспоминая, сколько раз им отказывали в финансировании в процессе подготовки картины: «Нас самих заставили не верить в коммерческий потенциал этого фильма!» Инвесторов можно, в принципе, понять: данный проект – один из самых дорогих «независимых» (внестудийных) фильмов за всю историю: 110 миллионов долларов. К тому же его непросто сравнить с чем-то уже существующим – стало быть, непонятно, от чего отталкиваться. Культовая репутация авторов финансированию не помогала – в мире денежных мешков важна только «наличка», так что режиссерам пришлось даже вкладывать в производство собственные средства. «Нам очень повезло, что мы нашли российских партнеров», - говорит Тыквер, отмечая, что россияне дали пример остальному миру и их сотрудничество стало основой для последующих соглашений.
Лана продолжила тему, ужаснувшись тому, что вопрос о финансах возник в самом начале разговора: подобное ее пугает как художника. Неправильно считать фильм успешным только потому, что он собрал столько-то денег в прокате – как неверно считать его провальным, исходя из того, что он где-то «недобрал». То, что многие сегодня думают об искусстве лишь как о товаре, который можно приобрести, а любой анализ начинают с обсуждения денежного вопроса, – это одна из величайших трагедий мира кино, уверена режиссер, привыкшая размышлять о фильме с точки зрения его эстетики и содержания. В «Облачном атласе», по ее словам, достаточно содержания, чтобы написать несколько диссертаций, но проблема в том, что нынче в той же Америке не приветствуется кино с философскими идеями. Принято считать, что в кино идут теперь только за чувствами или за развлечением; все говорят: «Этот фильм меня тронул», но все реже мы слышим: «Этот фильм заставил меня задуматься». Для Ланы Вачовски, хорошо знакомой с работами Гурджиева, обожающей Шопенгауэра и цитирующей Сартра, такой подход неприемлем.
В качестве примера она приводит русскую литературу: ей нравятся многие наши авторы за то, что они открыто работали с философскими идеями. Допустим, «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана с очень интересными гуманистическими и во многом даже радикальными, революционными идеями. Гроссман говорит о природе доброты, «которую следует ожидать хотя бы от своего племени», - и, как ни странным может это показаться, Дэвид Митчелл в романе «Облачный атлас» развивает эту же самую тему. Так что Лана, выступая от лица всех создателей фильма, призывает будущих зрителей к размышлению: «Попытайтесь заглянуть глубже, не оставайтесь на поверхности».
Лана, взявшая на себя во время встречи обязанности основного спикера, твердо уверена: у произведения искусства есть потенциал изменить мир к лучшему. «Если ты снимаешь фильм, не надеясь, что он что-то изменит – зачем вообще его тогда снимать? Я куда с большим удовольствием что-то бы изменила, нежели бы заработала денег». Том в свою очередь добавляет, что «Облачный атлас» вполне можно прочесть как духовное исследование, в котором каждый герой становится перед необходимость принять решение: изменять ли ему мир или нет. Но выбор - как именно прочесть это послание – должен сделать и сам зритель.
Рассуждая о том, что для них важнее: новаторство или традиции, Лана Вачовски напоминает, что правда всегда где-то посередине. «Мы не могли бы существовать без Сергея Эйзенштейна, без Орсона Уэллса, без Билли Уайлдера, без Фрэнсиса Форда Копполы - это наши предки, которые научили нас говорить на этом языке, на языке кино», - говорит она, признаваясь, что видела «Гражданина Кейна» чуть ли не тысячу раз и готова даже по памяти пересказать его покадрово. Но мало знать старое кино - надо двигаться дальше, стремясь к совершенствованию. Нужны новые формы, новые способы рассказать и показать историю – и поэтому: «Мы не хотели бы быть ремесленниками, мы хотели бы частью развития киноязыка».
Q&A сессия режиссеров была организована киношколой «Cinemotion». В прокат «Облачный Атлас» выходит на следующей неделе.