Культура

Создательница хрупких Вселенных раскрыла тайны ремесла

0 5360

Стекло весьма необычный материал и освоить изготовление украшений из него довольно трудно и накладно, но человека невозможно остановить, если им движет настоящее желание научиться чем-то новому. В нашем случае таким человеком является Евгения Морозова.

Евгения училась в техническом вузе по специальности «Защита информации» и её работа всегда была связана с технической сферой. Как она рассказала гражданскому журналисту «Ридуса», всё изменилось, когда у неё родилась дочь.

«Это событие перевернуло всю мою жизнь с ног на голову. Я всегда была достаточно активным человеком, занималась организацией полигонных игр, ходила в походы, а тут раз — декрет. Через некоторое время я поняла, что от отсутствия переключений у меня потихоньку едет крыша. Решила завести себе какое-нибудь простое и не очень накладное хобби. Долго думала, выбирала и в итоге остановилась на вязании крючком. Потом моргнула — а слева от меня кислородный концентратор, справа — баллон с газом, а курьер везет долгожданную муфельную печь. Не срослось у меня с вязанием, как вы понимаете», — рассказала она.

© Евгения Морозова © Евгения Морозова © Евгения Морозова

По слова Евгении, отказ от вязания в пользу создания стеклянных работ был связан с тем, что она однажды увязалась за подругой в арендованную мастерскую.

«Она показала мне, с какой стороны держать инструменты, научила делать простые бусинки. Потом я пару месяцев ездила в мастерскую сама, что-то изучала по урокам в интернете. Позднее я нашла мастера в своем городе, которая провела мне мастер-класс. С этого момента все и началось по-настоящему. Ну, а этой зимой у меня появилась своя личная мастерская. Теперь не нужно тратить по три часа на дорогу до места, где я всё арендовала».

Как рассказала мастер, в лэмпворке очень много разных техник и приемов, а так как она занимается им не так давно (примерно полтора года), то хочет изучить как можно больше всего. Потихоньку на первый план начала выходить идея, а не прием.

© Евгения Морозова © Евгения Морозова

«Год назад меня попросили сделать несколько полых стеклянных бусин-кубиков. Я теорию знала, но на практике все оказалось несколько сложнее. До сих пор меня от этих кубиков передергивает. Все-таки в лэмпворке важно то количество времени, которое ты просидел за горелкой. Чем больше опыт — тем охотнее слушается стекло. Сложнее всего то, что ты не можешь отложить работу на полпути: когда стекло внесено в огонь, его нельзя отложить „на подумать“. Тут нужно следить, чтобы оно не потекло, не остыло, не треснуло, не потеряло форму… Сел, сделал до конца и только потом встал. Зато нет возможности делать изделие неделями. Это я сейчас, конечно, не про сборку украшений из отдельных элементов, там другая история. Но вот этот элемент, каким бы сложным он не был, нужно сделать за один раз».

В работе Евгении всё начинается с идеи и эскиза. Потом идёт подбор материала и его цветовой гаммы. Девушка работает с так называемым «мягким» стеклом, которое поставляется в виде разноцветных палочек. Если, например, было решено создать бусину, то тут нужна специальная спица — мандрель. На неё наносится сепаратор — это своеобразное подобие глины, необходимое для того, чтобы стекло не прикипало к металлу насмерть.

© Евгения Морозова © Евгения Морозова

«Температура пламени горелки может достигать 1200 °C, стеклянные палочки плавятся и становятся мягкими, как карамель. И вот эту карамель можно наматывать на спицы — так получаются бусины. После того, как работа над бусиной закончена, я кладу ее в керамическое одеяло. Это нужно для того, чтобы стекло остывало постепенно, так как иначе оно треснет. После остывания, что обычно занимает часа два, я снимаю бусину со спицы и откладываю. Накопив некоторое количество стекляшек, отправляю их в муфельную печь на отжиг, чтобы выровнять внутреннее напряжение».

© Евгения Морозова © Евгения Морозова

Удивительные работы с микровселенными, медузами, морями и т. д. внутри у Евгении получаются благодаря специальным техникам, которые она всё ещё продолжает осваивать.

«В лэмпворке существует куча разных техник. Например, „имплозия“ — рисунок в стекле создается за счет движения слоев стекла или „муррини“ — картинка собирается из разных заготовленных заранее кусочков, как из конструктора. Есть ещё „галактики“ с использованием сребросодержащих стекол, которые вступают в реакцию с пропаном в пламени горелки. Медузы и микровселенные — всего лишь применение этих техник, а также разные виды стекла, немного серебра, иногда — фианиты».

© Евгения Морозова © Евгения Морозова © Евгения Морозова

Особенно девушке нравится создавать кольца из стекла. По её мнению, они очень приятные на ощупь и свет на них красиво играет. Но здесь важно только помнить, что стекло есть стекло, поэтому оно может разбиться. Все кольца, которые носит Евгения, до сих пор целы, но лучше их, конечно, не ронять и за штангу в них не хвататься.

© Евгения Морозова © Евгения Морозова © Евгения Морозова

«Но бывает, бьются. У кого-то после бурных аплодисментов, у кого-то после месяца непрерывной носки на мизинце, а кто-то уронил на пол. Кольцо обычно просто аккуратно разваливается на две половинки. Тут не получается куча осколков».

Мастер отмечает, что хочет детальнее разобраться с созданием бус, так как в реальности это крайне трудоёмкая работа, ведь здесь необходимо выплавить каждую бусинку, закалить в печи, обработать и т. д. В итоге многое упирается во время, которое тратится на их созданием, а в условиях аренды время — реальные деньги. Однако со своей мастерской это проблема уже не такая острая.

«Моей любимой работой, пожалуй, является кулон-галактика. Я ездила на мастер-класс, с которого увезла три работы. Это вот одна из них. Ношу ее сама, это мой талисман».

© Евгения Морозова