Экономика

Спад в экономике Китая усиливает натиск китайских компаний за рубежом

0 3348

Экономика Китая по-прежнему находится в состоянии многолетнего спада, отмеченного кризисом недвижимости, слабым потребительским спросом и дефляцией, однако крупнейшие компании страны зарабатывают деньги за рубежом, утверждает Goldman Sachs в своём новом отчете. Поскольку внутренний рынок стагнирует, китайские компании ищут клиентов на внешнем и получают там более высокую прибыль.

Прошли времена, когда Китай просто экспортировал больше товаров по бросовым ценам. Теперь он экспортирует услуги, технологии, интеллектуальную собственность и культуру.

В последние годы Китай также стратегически увеличил объемы прямых зарубежных инвестиций, особенно в развивающиеся рынки и страны, участвующие в инициативе «Один пояс, один путь».

«Эта стратегия позволяет китайским компаниям диверсифицировать цепочки поставок, наращивать производственные мощности ближе к рынкам сбыта и повышать устойчивость бизнеса», — пишут аналитики Goldman Sachs.

Согласно анализу банка, китайские компании, чьи акции котируются на бирже, сейчас получают около 16% своей совокупной выручки за рубежом, что выше, чем 14% в 2018 году. И хотя это значительно ниже среднего показателя для компаний развитых рынков (примерно 50%), показатель быстро растёт. Банк ожидает, что эта доля продолжит расти примерно на 0,6 процентных пункта в год.

Прошли времена, когда маркировка «Сделано в Китае» означала низкую стоимость производства для западных потребителей. Китайский экспорт продвигается вверх по цепочке создания стоимости. Тем ни менее, по данным аналитиков Goldman, цены на китайскую продукцию всё ещё ниже, чем у мировых конкурентов — дисконт составляет от 15% до 60%.

Такие компании, как Pop Mart, Luckin Coffee и Temu экспортируют за рубеж не только свою продукцию, но и цифровые бизнес-модели Китая.

© unsplash.com

Тарифы также не замедлили развитие китайских компаний. По оценкам Goldman, даже ставка импортной пошлины в 100% в США сократит их корпоративные доходы всего примерно на 10% в краткосрочной перспективе, поскольку многие компании диверсифицировали цепочки поставок и сократили своё присутствие на американском рынке примерно до 4% продаж.

По мере увеличения прибыли от зарубежных дочерних компаний, валовой национальный продукт Китая (показатель совокупного дохода, получаемого гражданами страны и компаниями по всему миру) может в конечном итоге превзойти ВВП, подобно тому, как это произошло в Японии после того, как в 1990-х годах лопнул пузырь активов. Этот сдвиг может повлиять на рынки, поскольку доходы китайских корпораций станут менее привязанными к внутреннему спросу и более зависимыми от мировых тенденций потребления.

Goldman выделяет группу из 25 ведущих компаний из 12 отраслей, которые уже получают около 34% своей выручки за рубежом. В среднем акции этих компаний, включая Alibaba, BYD и PDD Holdings, выросли почти на 40% с начала года.

«Эти тенденции могут усилиться, если их поддержат сравнительные ценовые преимущества и повышение качества продукции китайских компаний», — пишут аналитики Goldman, имея в виду динамику роста компаний за рубежом.