Экономика

Спасет ли ОПЕК нефтяное благополучие России

1 20813

Страны ОПЕК+ договорились о новом сокращении добычи. С января они должны убрать с рынка 1,2 млн баррелей в сутки. За точку отсчета взят уровень производства в октябре 2018 года. Соглашение заключено на полгода с возможным пересмотром в апреле.

С миру по нитке

Основное бремя ляжет на плечи Саудовской Аравии, которая и выступила инициатором этого решения. Она урежет производство на 500 тыс баррелей в сутки. Другие страны картеля совокупно добавят еще 300 тыс. баррелей. Оставшиеся 400 тыс. взяли на себя независимые экспортеры, в том числе Казахстан.

Россия согласились снизить добычу на 228 тыс. баррелей в день. Это в 1,5 раза больше, чем заявляла российская сторона изначально. Более того, буквально за несколько часов до решающего заседания в Вене источники в российской делегации заявляли СМИ, что готовы убрать примерно 200 тыс баррелей, если ОПЕК созреет как минимум на 1 миллион. Так что смягчение позиции РФ для многих стало приятным сюрпризом и, возможно, именно оно спасло сделку.

А вот попавший под американские санкции Иран, который категорически отказывался сокращать добычу даже символически, добился своего и был избавлен от такой необходимости наряду с охваченной гражданской войной Ливией и измученной экономическим кризисом Венесуэлой, где производство и так постепенно снижается. Иран тоже значительно снизил экспорт в виду резкого сокращения импорта со стороны других стран, который боялись попасть под санкции США, напоминает эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов.

© visualhunt.com

Легкий позитив и новые тревоги

Новую сделку можно назвать позитивным фактором для рынка энергоресурсов, но в то же время это негативный сигнал для политической арены, так как Америка была против данного соглашения, считает ведущий аналитик ООО «Эксперт плюс» Мария Сальникова. Вряд ли Вашингтон смирится с тем, что его мнение не учитывается. Так что впереди новые санкции и новые агрессивные выпады со стороны США, предупреждает эксперт.

Для рынка это, безусловно, хорошая новость, соглашается вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский. Но заявленные объемы сокращения меньше, чем обсуждались изначально, отмечает он.

Ожидалось, что участники сделки договорятся убрать с рынка от 1,3 до 1,5 млн баррелей от текущей добычи – примерно во столько оценивается нынешний переизбыток нефти на мировом рынке. И это справедливые рыночные цифры с учетом того, что замедление мировой экономики начинает набирать темпы: в первую очередь, это касается торможения Китая – крупнейшего покупателя нефтепродуктов.

По всей видимости, пока это промежуточный вариант, и ОПЕК+ все же придется сокращать добычу еще больше, прогнозирует эксперт. Вряд ли участники соглашения хотят, чтобы цены на нефть просели ниже 50 долларов за бочку. Та же Россия, например, в результате текущего сокращения недополучит порядка 2 млрд долларов в год, а если котировки упадут в район 40 долларов за баррель, она потеряет 20 млрд долларов. Поэтому, сокращение было неизбежно и, судя по всему, оно не последнее, добавляет эксперт.

© visualhunt.com

Что будет с ценами?

Рынки отреагировали на решение ОПЕК+ довольно бурно. В моменте цена Brent взлетала на 5,6% - до 63,73 доллара за баррель. Правда, затем растеряла большую часть этого роста. Рубль вечером в пятницу тоже укрепился, обновив максимум с 29 ноября.

Благодаря новой сделке цены на нефть, как минимум стабилизировались и останутся таковыми, что дает прекрасные возможности для роста к ценовым уровням 67 долларов за баррель до конца текущего года, считает Гасанов. С начала 2019 года цены на нефть могут составить 70-75 долларов за баррель, допускает он.

Другие эксперты настроены менее оптимистично. Под эффектом новости Brent подпрыгнет вверх в рамках спекуляции, но затем нефтетрейдеры вернут котировки на минимум года к уровню 58 долларов за баррель, считает Сальникова.

Вязовский также полагает, что решение ОПЕК+ может вернуть нефть в боковой тренд и зафиксировать цены на текущем уровне, но заметного роста ждать не стоит. А дальше многое будет зависеть от других факторов, в том числе погодных. Если наступившая зима окажется достаточно холодной, это подогреет спрос на нефтепродукты и поддержит котировки. Если же она будет относительно теплой, а спрос на топливо, соответственно, низким, черное золото может и подешеветь.

© pixabay.com

ФРС и сланцы

Еще сильнее влияет на рынок денежно-кредитная политика США. Ее ужесточение приводит к падению стоимости всех сырьевых товаров. Если в будущем году ФРС возьмет паузу в закручивании гаек (а к этому сейчас все идет, ожидается, что в 2019-м регулятор повысит ставку всего 1-2 раза, а не 3-4, как планировалось ранее), тогда рынок нефти вздохнет с облегчением, и возможен хороший отскок, предсказывает Вязовский.

Но если в декабре предполагаемое и уже заложенное в цены повышение ставки будет сопровождаться достаточно жесткими комментариями в отношении следующего года, нефть может и сильнее просесть.

Стоит ожидать и новых сюрпризов со стороны американских властей, которые будут публиковать данные о запасах нефти, превосходящие ожидания, и предлагать рынку нефть из своих стратегических запасов, чтобы не допустить роста цен, добавляет Гасанов.

Давит на цены и очередной сланцевый бум в США, которые впервые за 75 лет стали чистым экспортером нефти. Американские производители с удовольствием пользуются возможностью нарастить добычу и занять новые ниши, которую им предоставляет соглашения ОПЕК+. В конце ноября экспорт нефти из США установил новый исторический рекорд - 3,2 млн баррелей в сутки. Страна продавала на 211 тыс. баррелей нефти и нефтепродуктов в день больше, чем импортировала.

С начала года объемы нефтедобычи в США выросли на 1,6 млн баррелей в день, тогда как мировой спрос увеличился только на 1,5 млн баррелей, пишет Finanz.ru. В следующем году, по прогнозу американского Минэнерго, рост добычи составит 1,8 млн баррелей в сутки, а ситуация со спросом ухудшится – он прибавит лишь 1,3 млн баррелей ежедневно.

Чтобы бороться с сланцевиками за рынок, ОПЕК и России нужно смириться с ценами около 40 долларов за баррель, считают аналитики Bank of America. Но эта война не по карману странам, чьи доходы почти полностью зависят от экспорта сырья.