Экономика

Спасут ли «продуктовые карточки» от подорожания еды?

0 6444

Безудержный рост цен на еду заставляет власти искать все новые рецепты борьбы с инфляцией. Тотальная заморозка ценников на отдельные категории продуктов не помогла. Возможно, теперь правительство попытается зайти с другой стороны — адресной поддержки наиболее нуждающихся граждан.

По данным «Известий», Минэкономразвития предложило запустить механизм прямой продовольственной помощи малоимущим. Идея, как ожидается, будет включена в сводный пакет предложений по сдерживанию инфляции, который по поручению премьера Михаила Мишустина министерства должны представить к 1 ноября. Власти рассчитывают, что «продуктовые карточки» облегчат для населения бремя дорожающей еды, но при этом не слишком сильно подстегнут общий рост цен.

Давно пора

© Антон Новодережкин/ТАСС

Вводить «продуктовые карточки» нужно было «еще вчера», уверен руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве России Константин Ордов. Еще в середине прошлого года, когда страна столкнулась с ужасающим ростом числа граждан, которым не хватает денег даже на еду, обсуждалась необходимость срочных мер именно по прямой продуктовой помощи, отмечает он, потому что никакими деньгами в такой ситуации «откупиться» невозможно, и текущая инфляция — тому подтверждение.

Уже тогда не видно было никакой альтернативы. Все денежные сертификаты разбились о высокие темпы инфляции, прежде всего, как раз продуктовой, — сказал эксперт «Ридусу».

На самом деле, по его словам, для некоторых групп граждан даже были введены некие продуктовые наборы: возможно, они имеют эпизодический и половинчатый характер (недостаточный с точки зрения полного обеспечения необходимыми для жизни продуктами), но эта практика доказывает свою актуальность, а полученный опыт можно проанализировать и использовать для разработки общего механизма.

Еще один механизм, который можно взять за образец — молочные кухни: раздачу продуктов малоимущим можно организовать аналогичным способом. Другой возможный вариант — использовать почтовые отделения.

Все это надо обсуждать. С учетом цифровой экономики, процесс можно организовать гораздо более понятным, прозрачным и оперативным, чем в наших воспоминаниях о 1990-х годах и более ранних периодах, — рассуждает аналитик.

В любом случае, эффект будет, безусловно, положительный, полагает он, и не только для самих адресатов этой помощи — людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, но и с точки зрения импортозамещения, стимулирования внутреннего производства.

Но есть сомнения

Продуктовые карточки в 1996 году.

Продуктовые карточки в 1996 году.

© Михаил Рогозин / ТАСС

Влияние «продуктовых карточек» на инфляцию будет зависеть от способа реализации такой меры, считает эксперт информационно-аналитического центра компании Hamilton Антон Гринштейн. Если это будет электронная карта, на которую государство будет просто перечислять средства, а гражданин сможет ей расплатиться в магазине (пусть даже по ограниченному списку базовых товаров), очевидно, что это приведет к всплеску спроса, причем именно в сегменте продовольственных товаров.

Цены от этого вырастут и, по сути, эту меру поддержки оплатят другие граждане, за счет снижения покупательной способности своих доходов, — констатирует эксперт.

По его словам, есть и другой вариант, в котором дополнительного роста цен можно будет избежать. Он заключается в том, что выделенные государством средства пойдут конкретным производителям на конкретные товары, чтобы данные предприятия могли маркировать эти дополнительные доходы и не отвечать на них соответствующим увеличением цен. В таком случае действительно можно будет говорить о том, что эти маркированные средства пройдут через экономику, помогут гражданам и бизнесу, не спровоцировав роста инфляции.

Но тут возникает масса «технических» вопросов: как именно такой механизм создать, как выбрать и утвердить предприятия, на какой цифровой платформе он должен быть реализован, как товары, входящие в такую программу, маркировать и, главное, сколько на организацию и реализацию такого механизма уйдет времени?

© Антон Новодережкин/ТАСС

Сложно предсказать, какое решение примет в итоге российское правительство, но при любом раскладе для борьбы с текущей инфляцией метод раздачи еды не актуален, огорчает аналитик.

Первый вариант, с простым перечислением средств на карту, реализуем, но несет слишком большие проинфляционные риски, перекрывающие всю пользу. В условиях, когда предприятия не имеет возможности существенно нарастить объем производства, а инфляционные ожидания высоки, нельзя стимулировать спрос.

Второй вариант слишком сложный и долгий, и к тому моменту, когда он будет реализован, проблема высокой инфляции уже не будет столь острой.

Поэтому, с точки зрения чистой макроэкономики, продуктовые карточки сейчас вводить нельзя, — резюмирует эксперт.

Сезонное ускорение роста цен должно закончиться в декабре, прогнозирует он. Октябрь и ноябрь 2021 года могут быть пиковыми, инфляция может подняться чуть выше 8%, но затем, на фоне снижения экономической активности, все-таки должен произойти откат к 7,5−8% по итогам года.

С тем, что общая годовая инфляция окажется ближе к 8%, согласен и Константин Ордов. При этом рост цен на продукты уже достиг двузначных цифр, и совершенно очевидно, что до конца года на том же уровне и останется. Но уже сейчас вызывает опасения динамика цен в следующем году, добавляет эксперт. Предсказать ее невозможно, поскольку это будет во многом зависеть от действий регуляторов: насколько решительно Банк России продолжит повышать ставку, перейдет ли ФРС от мер поддержки экономики к ужесточению денежно-кредитной политики и так далее. Пока что монетарные власти сами демонстрируют некоторую растерянность перед лицом «взбесившейся» инфляции и дают не слишком ясные сигналы относительно своей дальнейшей политики.