Военное дело История

Спецназ «Русь»: Ты лучший! Ты можешь! Ты сделаешь!

4 6715

В преддверии юбилея восьмого отряда специального назначения ВВ МВД корреспондент «Ридуса» встретился с полковником Юрием Дидковским, который возглавлял «Русь» в период с 2002 по 2008 год.

Летом 1994 года ситуация на Северном Кавказе обострилась до предела, и появилась острая необходимость в создании еще одного антитеррористического отряда специального назначения. Существовавшие на тот момент 6-й и 7-й отряды «Витязь» и «Росич» были уже нагружены сверх меры. Тогда 1 августа на базе отдельного мотострелкового батальона особого назначения, который занимался охраной объектов ЦК Компартии в Москве, и был создан 8-й ОСН, получивший впоследствии название «Русь», в простонародье «Восьмерка».

1 Полковник Юрий Дидковский, командир ОСН "Русь"

После всего полугода подготовки, в январе 1995 года отряд был переброшен в Чечню на базу федеральных сил в Ханкале. Уже 25 февраля «Восьмерка» понесла первые потери. Это произошло близ населенного пункта Алды, пригорода Грозного, где расположились сводные отряды милиции. В результате роковой случайности, которая стала следствием целого ряда ошибок, дружественным огнем из УР «Змей Горыныч» были убиты 28 человек, в том числе семь бойцов ОСН «Русь», включая его первого командира полковника Зайцева.

«Несмотря на высокий боевой дух, бойцы были слабо подготовлены. В то время так дела обстояли и во Внутренних войсках, и в частях Минобороны. Ребята просто не знали, как выглядит УР. Это была первая командировка и первое задание, боевого опыта не было ни у солдат, ни у офицеров. Инстинкт самосохранения еще не срабатывал автоматом. Когда началось развертывание УРа, еще можно было отвести солдат…», - говорит последний командир ОСН «Русь» Юрий Дидковский.

К лету бойцы уже стали матерыми, научились слажено действовать и четко выполнять поставленные задачи. К окончанию Первой чеченской за плечами у отряда были операции по освобождению заложников в Буденновске, Кизляре и Первомайском, взятые Аргун, Бамут, Гудермес, Самашки, Орехово и с десяток «зачищенных» населенных пунктов.

В 1998 году замкомом по спецподготовке бойцов «Восьмерки» был назначен Юрий Дидковский, который к тому времени уже имел Орден Мужества, медаль «За отвагу» и две контузии. Первую чеченскую кампанию он прошел в составе других подразделений, а в общей сложности на Кавказе прослужил уже семь лет.

Майор Дидковский обратил внимание на однобокость подготовки бойцов, они были натасканы на штурмовые действия, но спецназовцам требовались и другие навыки.

«Мне довелось работать и по горам, и по лесам, и участвовать в штурмовых действиях. Как и многие другие, я прекрасно понимал, что одной Чечней все не закончится. Надо было уметь не только, грубо говоря, в квартиры вламываться, но и готовиться к действиям в лесу - бандиты не всегда будут сидеть в населенных пунктах. На восполнении этих недочетов я и сконцентрировал подготовку», - говорит он.

Эти навыки бойцам пригодились уже в августе 1999 года, когда отряд отправили в Дагестан. Подразделение численностью менее батальона выполняло задачи бригады, не потеряв при этом в ходе интенсивных боев в районе сел Чабанмахи и Карамахи с 29 августа по 15 сентября ни одного человека. Одного спецназовца ранило в результате удара «Града» федеральных войск. В это время «Русью» временно командовал Юрий Дидковский, поскольку командир отряда Владимир Иванов был в отпуске.

«Самое главное, что в это время отряд поверил в себя, ребята поняли, что у них все получается, и они могут все. Я был уверен, что поставленную задачу выполнят все до единого», - говорит Дидковский. 2 Отряд специального назначения "Русь". © Владимир Вяткин/РИА Новости

А потом была Чечня: Урс-Мартан, Ачхой-Мартан, Грозный, куда бойцы ОСН «Русь» входили первыми. В ходе спецопераций были уничтожены полевые командиры Арби Бараев, Абу-Умар, Абу-Якуб (главный финансист Хаттаба), обезглавлены банды Садаева, Сутиева, Умарова полевой командир Абдул Мациев взят в плен.

В Чечне и Дагестане ОСН «Русь» потерял 31 человека убитыми, более 250 бойцов получили ранения различной степени тяжести. Более 900 спецназовцев награждены орденами и медалями, шестеро удостоены звания Героя России, трое посмертно.

В ОСН «Русь» служили только добровольцы-срочники, которые проходили строгий отбор в три этапа: первичный, отбор в учебную группу и отбор в боевую группу. На подготовку спецназовца, способного действовать в боевом порядке, уходил год, еще полгода боец матерел.

«Я всегда считал и считаю, что солдатский спецназ, лучше офицерского. Уровень индивидуальной подготовки у офицеров, естественно, выше. Но за счет бесшабашности солдаты выполняли задачи, которые не под силу офицерам. Мы всегда им вдалбливали: «Ты лучший, ты можешь, ты сделаешь! А если нет, тебе здесь не место». Офицер, особенно, когда у него появляется семья, начинает думать «а что если…», и это, так или иначе, сказывается на его действиях. Наши бойцы были бесстрашны и свято верили в то, что с ними ничего не случится, и это давало им превосходство. Духи логично полагали, что этого никто делать не будет… а наши бойцы делали и побеждали», - рассуждает Юрий Дидковский.

Ключевой идеей в «Восьмерке» было стремление получить краповый берет. За него готовы были рвать и метать. Для командиров это тоже было важно, потому что они знали: беретчик – лучший солдат по всем статьям.

Сегодня, когда служба в армии сокращена до года, хорошего бойца из срочника подготовить нереально. Поэтому в спецназе служат контрактники, призывников берут в редких случаях в обеспечение.

«Русь» называли интеллигентным отрядом за теплые отношения в коллективе, где не допускалось хамства.

«В том же «Витязе» были сложные отношения между солдатами и офицерами. В связи с тем, что наш отряд был в непосредственном подчинении главкома, я сам отбирал офицеров, и люди шли на работу как на праздник… После расформирования многие не смогли прижиться в других подразделениях. Они не привыкли к скотству, не привыкли к хамству, могут и в лоб дать независимо от чинов и званий. Поэтому больно, все очень жалеют, что отряд расформировали», - говорит Дидковский.

Это произошло в 2008 году, когда ОСН «Русь» и «Витязь» свели в 604 Центр специального назначения ВВ МВД. По официальной версии, это было сделано для поднятия уровня боеготовности, оптимизации штатной структуры и создания более крупного подразделения.

Странным образом вскоре после этого в Лефортово, на территории, которую занимал отряд, вырос элитный дом. Говорят, многие генералы получили в нем квартиры, а что до спецназовцев…

Кто-то ушел в «Альфу» и «Вымпел», кто-то в спецназ СВР, в СОБР, в созданный при прокуратуре Отдел физической защиты, кто-то в охрану первых лиц государства. Последний командир «Руси» полковник Дидковский к концу службы имел два Ордена Мужества, Орден «За военные заслуги», две медали «За отвагу», медаль ордена «За заслуги перед отечеством» II степени с мечами, в пределах 30 ведомственных медалей. Мог и хотел продолжить службу, но ему предложили должность с понижением, что он посчитал неприемлемым и подал в отставку.

Но есть и хорошие новости. Совет ветеранов спецназа «Русь-Витязь» принял решение передать наименование «Русь» вновь сформированному подразделению спецназа в Крыму. Отряд возглавил один из офицеров «Восьмерки», что также сыграло роль в удовлетворении соответствующего ходатайства.

«В ближайшее время я передам знамя отряда (не боевое знамя) новому подразделению. Пусть несут наши славные традиции дальше», - говорит командир «Руси» Юрий Дидковский.