За последние три месяца по всей Украине — от запада до востока страны — погибли по самым разным причинам более десятка видных общественных деятелей из числа оппозиции, а также бывших чиновников.
Ретроспектива
Первой «ласточкой» стала гибель 27 августа минувшего года экс-главы Фонда госимущества (2005−2008 гг.). Валентину Семенюк-Самсоненко нашли мёртвой в собственном доме в селе Чайка Киевской области Причина смерти — пулевое ранение в голову. Рядом с телом лежало охотничье ружьё, принадлежавшее зятю Валентины Петровны. Тогдашний генпрокурор Виталий Ярема объявил СМИ о том, что экс глава ФГИ совершила самоубийство. Публика восприняла это заявление скептически. В Сети тут же появились комментарии друзей и родственников погибшей о том, что она не была похожа на самоубийцу, строила планы на будущее и не собиралась расставаться с жизнью. Однако уголовное дело было закрыто…
Ну, а в новом году смерти посыпались как из рога изобилия.
26 января найдет труп бывшего заместителя гендиректора госкорпорации (2010−2014 гг.). «Укрзализныця» Николая Сергиенко. Стоит ли удивляться, что пресс-секретарь МВД в городе Киеве Юлия Мусташ заявила: «Нами установлено, что это действительно было самоубийство. Поэтому я не могу сейчас конкретно сказать, будет ли это дело в дальнейшем расследоваться». Самоубийства вскоре продолжились, и никакое из них не расследовано.
28 января, в Краматорске (Донецкая область) повесился директор коммунального предприятия «Мост» Виктор Палагута.
29 января в своем доме повесился бывший председатель Харьковской ОГА Алексей Колесник, предсмертной записки он не оставил.
25 февраля, стало известно, что городской голова Мелитополя Сергей Вальтер повесился в своем доме на ул. Дружбы.
26 февраля в гараже нашли тело заместителя начальника Мелитопольской милиции Александра Бордюга. Интересно, что, как сообщают СМИ, Бордюга был адвокатом в деле мэра Вальтера.
28 февраля выбросился из окна своего дома в Киеве бывший первый замглавы фракции Партии регионов Михаил Чечетов. Советник главы МВД Украины Антон Геращенко объявил после этой трагедии, что погибший «никогда не был примером стойкости и мужества».
9 марта в Киевской области покончил с жизнью депутат от Партии регионов Станислав Мельник. Он оставил предсмертную записку, в которой попросил у всех прощения. Мельник течение многих лет возглавлял СП «Донецкий пивоваренный завод» и ЗАО «Люкс» в Донецке, был депутатом Донецкого горсовета.
12 марта найден застреленным бывший губернатор Запорожья, бывший депутат Верховной рады трех созывов 60-летний Александр Пеклушенко. Его нашли в подвале собственного дома в поселке Солнечном «с огнестрельным ранением в области шеи».
15 марта в городе Нетешин Хмельницкой области была найдена в собственной квартире со следами насильственной смерти главный редактор издания «Нетешинский вестник» Ольга Мороз.
13 апреля в Киеве убит Сергей Сухобок, соучредитель интернет-изданий ProUA и «Обком». Работал в журналистике с 1998 года. Начинал обозревателем еженедельника «Деловой Донбасс». В последнее время работал фрилансером. Как заявил глава МВД Украины Арсен Аваков, убийство совершено на бытовой почве, предполагаемый убийца задержан.
15 апреля Экс-депутат Верховной рады Украины от Партии регионов Олег Калашников убит в Киеве в собственном доме.
16 апреля, в Киеве, на улице Дегтяревская в районе дома номер 58 из авто Форд Фокус темно синего цвета был расстрелян Олесь Бузина, автор книг «Вурдалак Тарас Шевченко», «Союз плуга и тризуба. Как придумали Украину». Бывший шеф-редактор газеты «Сегодня».
Работа в команде
Эксперты, несмотря на географическую разбросанность смертей, склонны все-таки связать их все. «Разумеется, это всё звенья одной цепи», — уверен политический аналитик Международной организации по наблюдению за выборами CIS-EMO Станислав Бышок.
По словам эксперта, если взять старую историю новой Украины, то в тот период, до второго Майдана, вспоминается всего один подобный случай. Убийство журналиста Гогнадзе. «Стоит вспомнить, как тогда украинское общество восприняло это событие, оно было в шоке», — подчеркнул эксперт. Теперь же убийства случаются с периодичностью два раза в неделю — гибнут известнейшие в стране люди. Теперь же реакция общества на убийства чуть ли не положительная. Основные комментарии в стиле «Лес рубят, щепки летят», «Сами виноваты» и тому подобное. «Причем эти комментарии идут не от анонимов в Сети, а от лидеров общественного мнения, высших госчиновников. Сегодня на Украине сложилась 100-процентная толерантность к насилию, — заключает Бышок. — Причем, к насилию не в отношении не каких-то комбатантов, террористов, диверсантов, а общественных деятелей и журналистов, то есть тех, чье оружие слово, а не автоматы и минометы, это нарушение негласного закона военных действий».
Если все эти смерти гипотетически связаны, то кто же за ними мог бы стоять?
Дмитрий Жуков, диверсант-ополченец с позывным «Крот» и вовсе выразил уверенность, что на территории Украины действует профессионально подготовленная «команда киллеров». «Расстрельная команда — вполне условное название, вообще высшим пилотажем у этих подонков считается, когда жертву доводят до самоубийства или все, выглядит как самоубийство, — комментирует Жуков. — Если по каким-то причинам не получается сработать вчистую, то в ход идут классические методы. Последний и главный аргумент, доказывающий, что по политическим убийствам работает спец команда, а не патриоты-любители, — это то, что все киллеры беспрепятственно уходят с места преступления».
«Служба безопасности Украины — единственная структура, которая с момента Евромайдана не только не развалилась, не была обескровлена, а наоборот — только усилилась, как с точки зрения мотивации сотрудников, так и сточки зрения технического оснащения», — отмечает Станислав Бышок.
Стоит также заметить, что информация обо всех погибших имелась на сайте СБУ «Миротворец», где выкладываются личные данные «врагов Украины».
Как замечает глава фонда «Народная дипломатия» Алексей Кочетков, когда говорят, что в России создана атмосфера ненависти, говорящии видимо не читали украинские соцсети и не слушали украинских чиновников. Сегодня вообще не наблюдается негатива в отношении убийц и убийств. Да, ни глава МВД Аваков, ни его советник Геращенко, ни глава СБУ Наливайченко — в убийствах, конечно, не замешаны. Они даже почти их осуждают. По их версии — некие активисты устали мириться с антиукраинской деятельностью погибших и решили разобраться с ними сами...
Следующие в очереди
Ответственность за указанные убийства взяла на себя несуществующая организация УПА. Более того, эта организация обещает новые смерти украинским оппозиционерам, и даже называет фамилии. СБУ в ответ спешит заверить, что все это фейк, «такой организации как УПА не существует».
Организации нет, а убийства есть, и судя по всему продолжатся. Проведение яркого «социального эксперимента», в частности, анонсировал на своей странице в Facebook инструктор батальона «Донбасс» Дмитрий Резниченко, предложив создать список «украинской мечты», состоящий из тех людей, которых якобы все украинское общество хочет видеть убитыми.
«Предлагаем кандидатуры в ТОП-10 самых „заслуженных“ деятелей, обсуждаем достоинства и недостатки кандидатов, затем составим список народной симпатии и опубликуем», — написал боевик. При этом он самостоятельно внес в список троих кандидатов: Виктора Медведчука (лидер общественного движения «Украинский выбор», экс-глава Администрации президента Украины), Александра Ефремова (зампреда Партии Регионов) и Елену Бондаренко (депутата Верховной Рады). Дополнить этот черный список он предложил общественности.