Ветераны отечественной гражданской авиации обсудили с «Ридусом» одну из самых крупных авиакатастроф в СССР, которая произошла 33 года назад — 20 октября 1986 года — и попытались предположить, может ли подобное случиться с самолетом в России в наши дни.
Ту-134 а/к «Аэрофлот», идентичный разбившемуся.
Самолет модели Ту-134А, следовавший из Свердловска в Грозный с промежуточной посадкой в Куйбышеве (ныне Самара), сел в аэропорту Курумоч со слишком большой скоростью и сломал шасси при ударе о взлетную полосу. Около 300 метров воздушное судно скользило на брюхе по инерции, после чего перевернулось и встало вверх шасси.
От удара фюзеляж самолета разломился пополам. В довершение всех бедствий, загорелось вылившееся из топливных баков горючее. В результате повреждений машины и пожара погибли 69 из 93 человек, находившихся на борту — как пассажиры, так и члены экипажа.
Как установила комиссия по расследованию причин инцидента, командир экипажа Александр Клюев перед посадкой в аэропорту Курумоч поспорил со вторым пилотом, штурманом и бортинженером, что сумеет посадить машину «вслепую», по одним показаниям приборов. Для этого он закрыл обзорные окна кабины со своей стороны шторками и так повел самолет на посадку. Экипаж не стал ему возражать.
Клюев, оставшийся в живых вместе с 23 другими пассажирами и членами команды, был признан виновным в нарушении безопасности полетов «по предварительному преступному сговору». Он отбыл шестилетний срок заключения.
Как рассказал «Ридусу» Жорж Шишкин, в 1980-е возглавлявший управление летной службы министерства гражданской авиации СССР, в позднесоветские годы такие эксперименты при взлете и посадке не были редкостью среди пилотов.
Его рассказ подтверждает и президент Международного Консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников.
«В то время часто встречалась такая бравада. Я разговаривал с одним из руководителей летной службы, и он тоже как-то хвастался, что сможет сесть «вслепую», — добавил Шелковников.По словам Жоржа Шишкина, на широких взлетно-посадочных полосах такие рискованные игры даже проходили у опытных летчиков успешно. Но в Куйбышеве против Клюева сыграл случай.
«Когда самолет достиг примерно 30 метров над землей, пилоты начали открывать шторку, но она стала «заедать». Экипаж отвлекся на шторку и не успел сбросить вертикальную скорость вовремя, из-за чего и произошла жесткая посадка», — утверждает ветеран гражданской авиации.Эксперт считает, что в наше время аварии по «куйбышевскому» сценарию маловероятны. Изменились системы управления полетами, а кроме того — условия формирования экипажей.
В последней громкой российской авиакатастрофе — пожаре на борту лайнера «Сухой Суперджет 100» 5 мая — тоже винят командира воздушного судна.
Самолет, совершавший рейс «Москва — Мурманск», запросил вынужденную посадку в столичном аэропорту Шереметьево: из-за попадания молнии в фюзеляж отказали приборы и пропала связь. Перед тем как лайнер коснулся посадочной полосы колесами шасси, экипаж начал «прижимать» к ней самолет. А перед самым приземлением пилоты, как показал самописец, резко увеличили режим работы двигателей и одновременно опустили нос самолета. В результате лайнер сильно ударился о землю и от удара подломилась стойка шасси, пробив топливный бак. В хвостовой части «Суперджета» начался сильный пожар, в котором погиб 41 человек — пассажиры воздушного судна и бортпроводник.к Максим Моисеев.
В конце сентября Следственный комитет России предъявил командиру экипажа Денису Евдокимову обвинение в нарушении правил безопасности полетов. Сам летчик вину не признал, утверждая, что самолет плохо реагировал на действия ручкой управления при посадке. Параллельно МВД проверяет конструкторов молниезащиты самолета.