Политика

Среднестатистический оппозиционер с Чистых прудов жаждет общения и адреналина

71 292

Участники акции оппозиции в сквере на Чистых прудах. © Денис Синяков/Reuters

Известный российский социолог Ольга Крыштановская, сторонница Владимира Путина и член "Единой России", опубликовала в Facebook "Результаты пилотажного исследования протестного сообщества #ОккупайАбай". Заявленные цели исследования - определение "субъекта протеста" и выяснение "мотивации и намерений протестующих".

В представленных материалах подробно охарактеризован социальный состав оппозиционеров, разбивших лагерь на Чистых прудах. Отмечается, что основная часть собравшихся - люди в возрасте от 21 до 30 лет (их насчитывается 44,5%). Наибольший интерес представляет часть отчета под заголовком "Групповая иерархия". Оппозиционеров подразделяют на восемь условных групп, каждой из которых дается краткая характеристика.

По мнению авторов исследования, массовость протесту обеспечивают "активные блогеры" – "информационная армия протестного сообщества". Около 35% протестующих, по данным социологов, являются студентами. Они названы "отчаянными" молодыми людьми, "жаждущими экшена и адреналина". Кроме того, отмечено, что они "легко управляемы".

"Идеологический костяк" лагеря на Чистых прудах составляет группа под названием "спокойные интеллигенты". Они "уверены в своей правоте" и "постоянно апеллируют к Западу как к источнику истины, правильности и нормальности", - заявляют социологи.

Кроме того, авторы выделяют группу так называемых "внедорожников". Вот как они охарактеризованы в отчете: "маргинализованные элементы, неудачники, безработные, часть фрилансеров. Общение в сетях придает им уверенности и значимости в собственных глазах. Только благодаря социальным сетям эта группа стала активной и востребованной".

В опубликованных данных представлена еще одна группа, названная "профессиональными революционерами". Они - "лидеры и активисты незарегистрированных партий", "завсегдатаи протестных акций" и "организационный костяк протеста".

В выводах исследования особо отмечается, что собравшиеся на Чистых прудах стремятся удовлетворить "потребность в общении", а главной "движущей силой" акции стали участники социальных сетей. "Когда появилась возможность общаться в реале – они мгновенно ее реализовали. Потребность общаться для этих коммуникаторов не удовлетворяется танцами, музеями или ресторанами. Они жаждут «умных разговоров», хотят обсуждать каждый шаг властей, каждый законопроект, международную политику. Для таких людей #ОккупайАбай – глоток свежего воздуха, праздник общения", - заключают авторы исследования.