Деревня без гвоздя
В костре потрескивают березовые поленья; поддавая жару, размеренно верх-вниз ходят меха; в углях лежит металлическая заготовка, из которой получится гвоздь. Заведует процессом Павел Сапожников по прозвищу «Сапог», на собственном опыте познавший, каково жилось нашим предкам в X столетии. «Ридус» писал о том, как он семь месяцев провел на построенном по старинной технологии хуторе, отказавшись от всех благ XXI века.
В город Павел не вернулся — живет теперь по соседству с местом своего уединения на природе. Исторический эксперимент оказался больше психологическим, и адаптация к жизни в обществе после долгих месяцев одиночества «прошла плохо».
Что в городе хорошего? Горячая вода не проблема и здесь, до магазина час пешком, я уж молчу про машины. Кино? Интернет и планшет творят чудеса, — говорит он, лежа у бревна перед костром в своем поселении.Как и до отшельничества, Павел продолжает заниматься организацией реконструкторских мероприятий в агентстве «Ратоборцы». Ближайшими станут рыцарский турнир Святого Георгия 2−3 мая в Коломенском и фестиваль «Времена и Эпохи» 6−7 июня, темой которого в этом году будет Древний Рим.
В обоих случаях в Москву съедутся любители старины со всего мира и будут, в частности, красоваться скрупулезно воссозданными вещами древних времен. Главное для реконструктора — историчность. А вот ее как раз сложнее всего добиться в случае с главными элементами воинского одеяния — оружием и доспехами.
Разница в изделиях, созданных исторично и неисторично, сейчас колоссальна. Римский гладиус или раннесредневековый каролингский меч, откованный в современной кузнице, стоят около трех тысяч рублей. А сделанные по старой технологии из болотной руды будут стоит почти полмиллиона, говорит кузнец Павел, надувая меха.На его хуторе стоят дом-шестистенок с жилым помещением, хлевом и амбаром, баня, коптильня, ледник, сеновал — все это построено без единого гвоздя. Железо в X веке стоило очень дорого и его было проще заменить другими материалами: деревом, берестой, хвощом, корой и корнями разных деревьев. В крестьянском быту оно стало широко использоваться только в начале XX века. Если удавалось разжиться топориком, все остальное при должном умении сделать было не проблема.
Болотное сокровище
Процесс создания стали в Раннем Средневековье занимал огромное количество времени и требовал участия сотен, а то и тысяч людей в длинной цепочке от добычи руды до создания изделия в кузнице.
В Европе железную руду добывали в основном на болотах — по ржавому цвету воды хорошо видно его содержание в почве. Болотную руду (фактически глинозем) выплавляли в сыродутных печах, получая крицу — кусок пористого железа с вкраплением большого количества шлаков. Из крицы путем многократного повторяемых нагревания и проковки выколачивали все лишнее. Для получения стали железо приходилось насыщать углеродом в печи с древесным углем. Само по себе железо было дорогим, а в этом процессе оно почти полностью прогорало, давая на выходе минимальное количество стали.
Поэтому меч, для которого требовалось около двух килограммов стали, стоил баснословно дорого. Павел сравнивает количество людей, способных позволить себе меч тогда, с количеством тех, кто сегодня может позволить себе боевой вертолет. Полностью экипированная дружина в тридцать человек представляла собой очень грозную силу в Раннем Средневековье.
Сейчас кажется безумием отковать нож из железа, потом отковать тоненькую стальную пластиночку, обернуть ей клинок и все это сковать в кузнице. Проще взять кусок стали и отковать из него нож — получится гораздо лучше и быстрее. В X веке так не казалось: время и затрата труда не стоили ничего, а кусочек металла — очень дорого, поясняет «Сапог».Железо в те времена было весьма скверным. В скандинавских сагах упоминается, как воинам на поле брани приходилось разгибать испорченный меч об колено. Самая простенькая современная арматура, использующаяся для бетонных плит, тогда считалась бы весьма хорошей заготовкой.
Между тем Павел вынимает свою поковку из огня, кладет ее на крошечную наковаленку и начинает работать по ней молотом. Большие наковальни, такие, как в мультфильмах падают на незадачливых героев, — вещь современная. Раньше большими считались наковальни всего в четыре раза крупнее той, что у Павла, и были они только в городах на значительных производствах. В качестве альтернативы железной наковальне мог служить обработанный гранит или песчаник.
Стальные люди
Паша делает несколько ударов по заготовке с разных сторон, кладет ее обратно в костер и продолжает свой рассказ.
Воинская культура это отдельный пласт общества, которому, скорее всего, вообще не приходилось ни о чем заботиться. Просто по той причине, что у воина есть меч и топор, и он умеет с ними обращаться. Рыцари составляли сотую долю процента средневекового общества. Это единицы, которые заправляли всем, и, имея земли, деньги и власть, могли позволить себе снарядить себя, приближенных и оруженосцев, которых они выставляли на битвы вместе с собой. А простые люди сражались невесть в чем и невесть чем, что в античные времена, что в Средневековье, объясняет кузнец-реконструктор.Если говорить о турнирах, то на заре своего существования они не сильно отличались от обычного боестолкновения. В общей суматохе воины бились, показывая свою удаль. В одиночных боях рыцари использовали то же оружие, что и в бою, но задачей было обозначить удар или сбить нашлемник противника — победа присуждалась по очкам. Специальные мечи и доспехи на турнирах стали использовать к XV веку. Причем, если меч был тупой, то доспех наоборот более толстый и прочный. Потому что на турнире были нагрузки выше, чем в реальном сражении.
В бою ты не позволишь постоянно себя поражать копьем или мечом. Ситуация, когда рыцарю приходилось биться с рыцарем, на поле боя была исключительной. В армии из трех тысяч человек могло быть всего два рыцаря и тридцать человек снаряженной свиты на обоих. Остальная пехота состояла из рекрутированных крестьян. Задачей рыцаря было рубить как раз эту пехоту, сидя верхом на коне, объясняет Павел.Исключения, конечно, были. К примеру, Битва при Пуатье потому так и знаменита, что в ней погиб почти весь цвет французского рыцарства, что стало ударом не только по Франции, но и по всей Европе.
На турнирах же рыцари гибли и получали ранения несмотря на все предосторожности. В 1559 году король Франции Генрих II получил смертельное ранение на турнире по случаю свадьбы своей дочери. Граф Монтгомери сломал копье о панцирь монарха, и деревянные осколки вонзились Генриху II в лоб и в глаз. Через несколько дней он умер.
В 2013 году на фестивале «Времена и эпохи» проводился рыцарский турнир. Один из его организаторов и участник схватки Дмитрий Савченко получил серьезное ранение. Копье противника соскользнуло по его кирасе и коронелью (навершием в форме короны, которое на турнирах использовали вместо боевого) распороло бедро. Выручила дежурившая на месте «скорая».
Конец рыцарству принесло развитие технологий обработки железа. К XV веку благодаря изобретению проката сталей доспех перестал быть привилегией избранных.
Появились ландскнехты — хорошо вооруженные наемники, которые по сути и убили рыцарство. Ты в течение двадцати лет учишься фехтовать мечом, а тебя из арбалета убивает какой-то обычный мужик. И таких мужиков появились сотни, отмечает кузнец Павел.На счастье
Реконструктор снова достает из огня заготовку, обрабатывает ее молотом, на этот раз отламывает кусок длиной с палец и кладет в огонь уже только его. Свою походную кузницу (разборные меха да наковальня с молотом и клещами) он называет «мультивековым устройством».
Я не удивлюсь, если до сих пор где-то используются похожие приспособления. Если проводить аналогии, то хлебные глиняные печки, использовавшиеся в X веке, до сих пор применяют жители отдаленных поселений Сибири и охотники на длительных промысловых выходах. Конструкция совсем не изменилась, хотя прошла тысяча лет, объясняет Павел, доставая из костра закаленную до красна заготовку.Еще несколько ударов молотом сверху, потом аккуратным постукиваниями широкий конец заготовки загибается, и мы получаем гвоздь. Точнее костыль — наиболее распространенный в Средневековье вариант гвоздя. В то время их, как правило, использовались в качестве заклепок. Например, пробивали деревянный щит, загибая или расклепывая костыль на выходе.
Еще их находили вбитыми в угол дома или притолоку. Считается, что это имело обрядовое значения — от скверны, для достатка или что-то вроде того. По той же причине железные предметы бросали в колодцы. Только начав жить укладом X века, Павел в своем тоже утопил железный скобель для очистки дерева от коры и строгания досок. Однако вышло это случайно, и скобель достали по окончании проекта.
Костыль получился неказистым по сравнению с современными гвоздями, но даст фору большинству средневековых аналогов. Ведь у Павла был хороший инструмент и современная заготовка. Впрочем, смысла его создания что сейчас, что тогда в условиях деревни мало.
Реконструкторские эксперименты это хорошо и интересно. Но, что я четко усвоил: при современном уровне развития технологий, если есть возможность обойтись без кузницы, надо это сделать. Слесарка — наше все, делится опытом «Сапог».Так что костыль, на создание которого ушло около часа, Павел подарил корреспондентам «Ридуса», и отправился заниматься своими реконструкторскими делами. Проводить нас вышел черно-белый кот Негатив. Был у него еще серый с белым брат Позитив, но тот, по словам Павла, куда-то пропал: «То ли сожрали, то ли лучшую жизнь нашел».