Минфин США смягчает условия санкций против «Русала» и готов рассмотреть возможность их полной отмены, объявило ведомственное Управление по контролю над иностранными активами, ответственное за санкционную политику Белого дома.
Теперь срок сделок с «Русалом» для американских юрлиц продлевается на полгода: если изначально все контрактные договоренности с компанией требовалось разорвать до 5 июня, то теперь операции возможны вплоть до 23 октября.
Отмена санкционного режима для «Русала» будет возможна в случае, если Дерипаска будет лишен контроля над компанией или добровольно откажется от него.
Давайте жить, во всем друг другу потакая
Президент Дональд Трамп в каком-то смысле предложил «Русалу» мировое соглашение и дает владельцам компании время собраться с мыслями, говорит президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
«Смягчение условий санкций против „Русала“ и En+ заключается не только в отсрочке их запуска, но, что важнее, в снятии запрета на сотрудничество с ними других компаний. Среди таких компаний, к примеру, что первое приходит в голову, Volkswagen, который поставляет двигатели для „Газелей“ на нижегородском заводе. В широком смысле такое смягчение санкций означает сохранение тысяч рабочих мест не только на предприятиях Олега Дерипаски, но и на предприятиях их многочисленных смежников», — сказал Абзалов «Ридусу».
Разумеется, благосостояние рабочих российских предприятий беспокоит администрацию Трампа в двадцать пятую очередь; а вот положение алюминиевой отрасли США и ЕС играет роль номер один. В результате паники на трансатлантическом алюминиевом рынке, последовавшей за объявлением санкций, цены на металл взлетели до такого уровня, что это стало ударом для американских и европейских потребителей алюминия.
«Дело не в том, что Трамп вдруг пожалел российских рабочих. Он испугался реакции европейских партнеров, для которых удушение „Русала“ грозит удушением их собственных экономик. Меркель и Макрон уже были на грани того, чтобы официально заявить, что их страны присоединяться к американским санкциям не будут, и это внесло бы глубокий раскол в евроатлантическое единство», — объясняет логику событий эксперт.
Sweet dreams are made of this
Согласие США пересмотреть режим санкций в отношении «Русала» при условии отхода персонально Дерипаски от контроля над компанией — это такой подарок российскому олигарху, о котором неделю назад он не мог и мечтать.
«Если покопаться, то выясняется, что Дерипаска и сейчас не владеет контрольным пакетом акций „Русала“. Он является таковым сугубо формально, это было условием размещения акций на бирже в Гонконге, о чем и было подписано соответствующее соглашение. Санкций против Дерипаски персонально отмена этого соглашения никак не коснется, но тысячи работников его компаний и компаний смежников во многих странах вздохнут с облегчением», — говорит Абзалов.
Такие примеры есть и за пределами бизнес-империи Дерипаски. Та же «Роснефть» себя отлично чувствует несмотря на то, что ее СЕО Игорь Сечин персонально объявлен Соединенными Штатами персоной нон грата. Ничего не мешает использовать точно такую же схему и в отношении пары «Русал» — Дерипаска.
Не исключен поэтому вариант, при котором Олег Дерипаска не станет артачиться и объявит об отказе от контроля над «Русалом», — потому что де-факто это никак не изменит его вес в компании, но де-юре условия отмены американских санкций будут соблюдены.
Самый простой способ это сделать — передача (например, решением совета директоров или общего собрания акционеров) контрольного пакета акций лицу, ни в чем плохом, с точки зрения Минфина США, не замеченному.
Такой «зиц-председатель» будет идеальным «собственником» и для Дерипаски, и для США: первый сохранит реальный контроль над «Русалом», вторые сохранят лицо. А в сумме всем будет хорошо: худой мир лучше доброй ссоры.
Хоть в петлю
Для Олега Дерипаски все не так безоблачно, чтобы не сказать еще конкретнее, не согласен доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский.
«Не надо думать, что американцы слепо доверяют официальным сведениям о структуре собственников „Русала“. Они почти наверняка знают, как с этим обстоят дела не по бумагам, а на самом деле. Потому что компания зарегистрирована в британском офшоре Джерси, а между британцами и американцами никаких секретов не существует, как между близкими родственниками. Да и в Гонконге, где „Русал“ размещает свои бумаги, у британцев до сих пор остается достаточно „глаз“, чтобы знать, кто является подлинным бенефициаром компании», — сказал он «Ридусу».
Именно то, что в США обладают «тайным знанием» всех дел Дерипаски, и не позволит ему исполнить условия отмены санкций только лишь формально — через передачу прав собственности какому-то доверенному лицу, сохраняя фактический контроль над компанией за собой. Это придется делать «по-честному» (странное слово применительно к делам с миллиардными оборотами) — потому что американцы и британцы аффилированность подставного лица с реальным бенефициаром вычислят в два счета, и гнев их будет страшен.
Трагедия Олега Дерипаски как бизнесмена в данной ситуации выражается в том, что у него в самом деле нет возможности выйти из нее без потерь: Минфин США знает, что делает, говорит Кричевский.
«Даже если Дерипаска искренне согласится на условия Минфина США и решит размыть активы компании, у него очень мало возможностей их исполнить на практике. Потому что эти активы малоликвидны — никакие частные инвесторы не горят желанием вкладываться в компанию, обремененную миллиардными долгами многолетней давности. Как вариант — Дерипаска может подарить свои активы государству, но и государство шарахается от такого подарка как от огня по той же самой причине: федеральный бюджет не в силах повесить на себя такого объема долги — это не какую-нибудь мелкую IT-компанию национализировать», — объясняет экономист.