Военное дело Технологии

США готовятся воевать с Китаем с помощью морских беспилотников

0 2936

Если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе. Ранее мы не раз говорили, что в Соединённых Штатах назрела проблема, решить которую традиционными способами и в обозримой перспективе более невозможно. В силу целого ряда причин Военно-морские силы США столкнулись как с нехваткой кораблей отдельных типов, так и с общей недостаточностью численности военного флота. При этом они всё чаще вынуждены обращать взоры на Тихий океан, с беспокойством наблюдая за растущей военно-морской мощью Китая.

Осознав, что догнать Поднебесную в области строительства боевых кораблей классического типа уже невозможно, Вашингтон собирается перевернуть стол и подойти к решению проблемы с другой стороны, противопоставив недостижимому количеству принципиально новые качества.

Асимметричным ответом на успехи Китая и новым трендом в развитии американского ВМФ могут стать беспилотные (безэкипажные) военные корабли. По мнению ряда экспертов, именно они могут дать Военно-морским силам США столь необходимую поддержку в будущих конфликтах, причём за относительно короткие сроки и по более низкой цене.

Голубая вода

Если зарождающийся тренд получит развитие, то велика вероятность, что на лидерские позиции в американском военном кораблестроении выйдут новые и новейшие компании. Они могут потеснить ветеранов, допустивших возникшее отставание.

«В общих возможностях ВМС США есть пробел. Корабли с экипажем из людей никогда не смогут предложить платформу стоимостью 20–30 миллионов долларов, которая может выходить в открытый океан и делать кучу разных вещей», — заявил в интервью изданию Business Insider соучредитель и главный стратегический директор компании Blue Water Остин Грей.

Строящая беспилотные военные корабли компания Blue Water Autonomy является относительно новой организацией в сфере оборонных технологий. Она считает, что именно такой подход является ответом на проблемы флота. Подобное решение может дать Военно-морским силам США столь необходимую поддержку в будущих конфликтах по более низкой цене.

Автономный беспилотный военный корабль. © Blue Water Autonomy

Заявление достаточно смелое, но в нынешнем положении у американских ВМС просто нет иного пути, кроме как проверить его.

Основанная в 2024 году бывшими офицерами ВМС и инженером компания Blue Water объявила в апреле о стартовом финансировании в размере 14 миллионов долларов. Данный стартап из Бостона строит полностью автономный военный корабль, который можно будет массово производить и эксплуатировать вместе с обычными кораблями с экипажем.

Беспилотный флот открытого моря?

Военно-морской флот, который планирует создать боевые силы из 381 военного корабля с экипажем и 134 беспилотных надводных и подводных кораблей, уже имеет на вооружении различные беспилотные суда. Некоторые из них предназначены для наблюдения и разведывательных миссий, а другие используются в качестве боевых платформ.

Бывший офицер разведки ВМС Остин Грей считает, что многие из таких кораблей не могут преодолевать тысячи миль и перевозить большие грузы. Эксперт предполагает, что их лучше использовать для защиты ключевых точек вроде Ормузского пролива или портов, а не для выполнения задач на выносливость.

В рамках подготовки к потенциальной войне с Китаем Соединённые Штаты уделяют пристальное внимание Военно-морским силам. Это вполне обосновано, поскольку конфликт между двумя противниками с большой степенью вероятности будет включать в себя существенную морскую составляющую.

На фоне стремления дополнить традиционный флот беспилотниками обширное пространство западной части Тихого океана намекает, что для ВМС крайне важно иметь платформы, которые могут перемещаться на большие расстояния через открытый океан. То есть так или иначе речь идёт о флоте открытого моря.

Размер имеет значение

«Как мы начнём что-то за пределами досягаемости китайских ракет в 2000 милях от них? Войдём в зону досягаемости ракет, поработаем, проведём миссию, а затем вернёмся?» — задался вопросами Грей.

По его словам, именно в данном вопросе компания Blue Water надеется произвести фурор.

Бывший офицер разведки ВМС полагает, что в первую очередь такое судно должно быть достаточно большим, чтобы иметь много топлива для преодоления тысяч миль, один или два двигателя. По его словам, такое условие увеличит длину корабля примерно до 33 метров.

Грей уверен, что корабль такого размера должен быть автономным, потому что втиснуть всевозможные вспомогательные и оборонительные системы на небольшое судно с экипажем «было бы катастрофой».

«Это было бы неудобно для экипажа. И это даже без учёта всех дополнительных систем, которые могут сделать конструкцию военного корабля более сложной. Поэтому гораздо лучше иметь судно такого размера без экипажа. Благо, соответствующие технологии уже есть», — отметил бывший разведчик.

Blue Water полагает, что флот автономных безэкипажных кораблей может эффективно устранить главное препятствие в подготовке ВМС к потенциальной войне — необходимость создания более крупных Военно-морских сил без увеличения нагрузки на кораблестроительную промышленность Америки, переживающую не лучшие времена.

Китай уже имеет более крупные Военно-морские силы по сравнению с США. Его верфи быстро строят новые надводные боевые корабли. Напротив, кораблестроительная промышленность США деградировала настолько, что Дональд Трамп в начале апреля подписал указ о её возрождении.

Глава Индо-Тихоокеанского командования США адмирал Сэмюэл Папаро недавно сообщил законодателям, что Китай строит около трёх военных кораблей на каждый выпускаемый в США корабль. Ранее адмирал указывал, что беспилотные системы могут заполнить образовавшийся пробел.

Глава Индо-Тихоокеанского командования США адмирал Сэмюэл Папаро. © wikipedia.org

Грей уверен, что автономные суда можно производить, не создавая дополнительной нагрузки на верфи США, которые и так работают под давлением и заняты строительством сложных военных кораблей, на что часто уходят годы.

Blue Water заявляет, что может спроектировать и построить прототип автономного военного корабля всего за 18 месяцев, после чего тиражировать их десятками в год на небольших, но полностью оборудованных верфях по всей территории США.

«Пилотируемые корабли сложны, изысканны и масштабны. Они стоят миллиарды долларов. Беспилотные корабли имеют гораздо более простые форм-факторы. Мы можем производить до 50 единиц в год на верфях среднего размера», — пояснил Грей.

Как выжить морскому беспилотнику

Blue Water имеет построенное испытательное судно, находящееся в нераскрытом месте в Новой Англии. Компания заявила, что у неё в разработке есть ещё три различных проекта.

Выживаемость является ключевым фактором при проектировании. Продолжающиеся атаки хуситов на ключевые морские пути Красного моря поднимают вопросы, как автономные военные корабли будут выживать во времена противокорабельных ракет и морских ударных беспилотников.

Грей говорит, что Blue Water хочет разместить на своих беспилотных судах вооружение, потому что возможностей радиоэлектронной борьбы будет недостаточно для защиты от атак вражеских беспилотников. По его словам, кинетическая оборонительная система необходима для будущих конфликтов. Это могут быть пушки или ракеты класса «земля — воздух».