Военное дело

США могут оказаться не в состоянии вести войну на море

0 2374

В предыдущих публикациях мы не раз обращали внимание на всё более бросающееся в глаза отставание США от Китая в области военного кораблестроения. Пока Пекин активно реализует новые концепции ракетных атомных подводных лодок, десантных, авиа- и дрононесущих кораблей, американское военное кораблестроение продолжает топтаться на месте, ограничиваясь идеями и решениями 50–80-х годов прошлого века. Это уже привело к тому, что Китай сумел вырваться вперёд в части численности и масштабов ВМФ, а главное — более молодого среднего возраста боевых кораблей.

Стареющий военный флот США, состоящий из авианосцев, эсминцев и подводных лодок, сталкивается с длительными задержками в обслуживании и ремонте, невозможностью быстрого строительства новых боевых кораблей. Постоянные задержки и перерасход средств мешают воспроизведению и модернизации американского военно-морского флота.

По мнению экспертов, мы наблюдаем симптомы более масштабной проблемы — полной деградации некогда огромной и высокотехнологичной отрасли кораблестроения в США.

Китай начинает и выигрывает

Происходящее заставляет хвататься за головы военных аналитиков, понимающих, что в обозримой перспективе весь этот стареющий и недоукомплектованный флот может столкнуться со свежими китайскими военно-морскими силами, снаряжёнными арсеналом новейших противокорабельных ракет.

По их мнению, в этой ситуации американские корабли вряд ли уйдут невредимыми, а промышленные мощности США могут оказаться не в состоянии достаточно быстро восстанавливать или воспроизводить поражённые противником корабли.

Напротив, Китай может похвастаться крупнейшим флотом в мире и современными верфями, способными быстро производить военные корабли и коммерческие суда. Это позволяет ему легче переносить потери, чем ВМС США. На данный момент по своим возможностям и оснащённости китайские верфи полностью превосходят американские.

«Учитывая проблемы в судостроении, бюджетную ситуацию, трудности с набором и удержанием кадров, ВМС находятся на перепутье, поскольку сталкиваются с быстро меняющимися угрозами со стороны равных им противников, таких как Китай», — рассказала в интервью Business Insider директор Счётной палаты США (GAO) Шелби Окли, курирующая расследования Счётной палаты в отношении кораблестроения.

Детище холодной войны

Американский авианосец. © U.S. Navy

В чём причина, что некогда самый мощный в мире военный флот деградирует, а крупнейшее мировое кораблестроение не может выдерживать графики и превышает бюджеты?

Как и многое на современном Западе, американское военное кораблестроение стало жертвой синдрома окончания холодной войны, породившего иллюзию утраты необходимости создания новых вооружений и модернизации старых.

Нынешняя кораблестроительная промышленность США — тень того, чем она была в последние годы холодной войны. Военно-морской флот зависит от нескольких крупных компаний, которые продолжают проектировать и строить боевые корабли различных классов:

  • Huntington Ingalls Industries: авианосцы, подводные лодки, десантные корабли, эсминцы;
  • General Dynamics: подводные лодки, эсминцы, вспомогательные суда;
  • Fincantieri Marinette Marine Corporation: фрегаты.

Более высокие темпы производства требуют дополнительных затрат на инфраструктуру и лишней рабочей силы, что в сегодняшних США практически невозможно. Ремонт, модернизация и техническое обслуживание уже существующих кораблей ограничены небольшим количеством доступных государственных верфей.

Проведённый ранее в этом году обзор Министерства военно-морских сил США показал, что основные судостроительные проекты ВМС США, от новых подводных лодок до надводных кораблей, задерживаются на годы и сталкиваются с резким ростом расходов.

Самые длительные задержки проектов, которые, как ожидается, составят не менее трёх лет, касаются будущих ударных подводных лодок класса Block IV Virginia и фрегата с управляемыми ракетами класса Constellation.

Первая подводная лодка ВМС с баллистическими ракетами класса Columbia, приоритетная для Пентагона, как ожидается, поступит в распоряжение ВМС не раньше, чем через 12–16 месяцев после запланированной даты поставки. Это потенциально создаёт пробел в планах готовности ядерных сил страны. А следующий авианосец класса Ford, USS Enterprise, сталкивается с задержкой от 18 до 26 месяцев.

Кто виноват?

USS Gerald R. Ford. © U.S. Navy

Помимо недостатка оборонных бюджетов, меняющихся требований ВМС, последствий COVID-19 и сокращения рабочей силы, причиной застоя является отставание и неэффективное управление на фоне сжатия отрасли, ограниченная рыночная конкуренция. Зависящие от материалов из-за рубежа кораблестроители регулярно вынуждены ждать узлы и детали, а заключённые до пандемии коронавируса контракты не синхронизируются с текущим состоянием экономики.

По словам Окли, кораблестроители начинают трудиться до завершения проектирования, что приводит к рассинхронизации работы. Пи этом бюджет ВМС не корректируется с учётом роста расходов и расширенных графиков. Это снижает покупательную способность ВМС США.

«Непоследовательный сигнал спроса способствует неопределённости в промышленной базе, которая и так боролась с более широкими экономическими проблемами инфляции, вызванными пандемией коронавируса задержками и другими экономическими факторами», — говорит вице-президент Совета судостроителей Америки Паула Зоренски.

Военно-морские силы постоянно сталкиваются со сложностями при создании флота из по меньшей мере 355 кораблей, которые, по её словам, ему необходимы.

Проблемы с новыми технологиями затормозили первый в своём классе авианосец USS Gerald R. Ford. Класс Zumwalt сокращён до трёх эсминцев-невидимок и остался без боеприпасов для главных орудий. Оказавшиеся несовершенными корабли прибрежной зоны уже выводятся из эксплуатации, хотя некоторые из них эксплуатируются всего несколько лет.

Если завтра война?

ВМС США не участвовали в серьёзных морских сражениях со времён Второй мировой войны. Тогда американское кораблестроение сумело увеличить флот страны до 6768 кораблей. Это в восемь раз больше, чем было у ВМС на момент атаки на Пёрл-Харбор. По мнению военно-морских экспертов, сегодня США не смогли бы сделать ничего подобного.

«В случае возникновения неизбежных боевых повреждений у нас может не оказаться возможности вернуть корабли в бой», — говорит отставной морской офицер, управляющий директор FerryBridge Group LLC Брайан Макграт.

В 2021 году GAO сообщила, что возможности устранения боевых повреждений будут иметь решающее значение в борьбе с равным или почти равным противником, особенно если США не могут построить новые корабли или заменить потерянные в бою.

По данным Счётной палаты, «ремонт боевых повреждений может ещё больше усугубить» текущую проблему верфей, связанную с необходимостью регулярного обслуживания, что только ухудшит ситуацию.

Тем временем в Китае

Китайский боевой корабль. © Dall-E / Ridus.ru

В отличие от США, Китай сделал цель наращивания военно-морского флота и возможностей замены потерянных судов или ремонта повреждённых кораблей национальным приоритетом. По данным ВМС США, в этом плане возможности Китая превосходят американские в 230 раз.

При этом главное преимущество Поднебесной заключается в том, что для строительства боевых кораблей используются не только государственные, но и коммерческие верфи: Далянь на северо-востоке Китая, Хуанпу Вэньчун недалеко от Гонконга, Цзяннань и Худун-Чжунхуа недалеко от Шанхая. Все они управляются дочерними предприятиями Китайской государственной судостроительной корпорации.

Неочевидное преимущество

Несмотря на то что Пекин захватил лидерство в области военного кораблестроения, не существует подтверждённых данных о реальных боевых возможностях новейших китайских кораблей. Китай лидирует по их количеству, но при этом в распоряжении США находятся пусть и не самые новые, но проверенные в бою военные корабли. По крайней мере, на это надеются многие военные эксперты и командование ВМС США.

И всё же это преимущество пока лишь умозрительно и не является гарантированным. В 2020 году Управление военно-морской разведки США заявило, что китайские корабли всё больше сопоставимы с американскими.

Что делать?

Проблемы военного кораблестроения в США не новы, и быстрого их решения просто не существует.

Ранее в этом году начальник военно-морских операций США адмирал Лиза Франкетти заявила, что ВМС должны быть готовы к возможной войне с Китаем к 2027 году. По оценкам аналитиков Пентагона, тогда Пекин будет готов захватить Тайвань.

Хотя к тому времени США и не смогут догнать кораблестроительную отрасль Китая, Франкетти предложила сосредоточиться на подготовке существующих платформ и устранении проблем с обслуживанием.

Военно-морские силы США находятся в составе Объединённых сил, которые инвестируют в противокорабельные возможности, средства поражения средней дальности и другие меры, способные ослабить преимущество Китая.

Но эксперты утверждают, что в долгосрочной перспективе США необходимо осуществить значительные инвестиции в обновление кораблестроительных мощностей, оптимизировать процесс проектирования.

Для создания и поддержания сил, превышающих 300 боевых кораблей, могут потребоваться весьма значительные инвестиции и радикальные изменения.

Помимо этого, США видят новые возможности в союзниках в Тихоокеанском регионе. Руководство США похвалило Японию и Южную Корею за их сильную и современную кораблестроительную отрасль и рассмотрело возможность партнёрства с ними для возрождения бездействующих верфей США и сокращения преимущества Китая.