Накануне госсекретарь США Майк Помпео потребовал Россию вернуться к исполнению Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) в течение 60 дней. В противном случае Соединенные Штаты намерены снять с себя обязательства по его выполнению.
В последнее время подобная риторика Вашингтона занимает чуть ли не центральное место российско-американской повестки дня.
«Ридус» попытался разобраться, откуда растут ноги конфликта по поводу одного из ключевых военных договоров современности, и в чем заключаются претензии американской стороны.
История вопроса
Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности между СССР (в дальнейшем Россией) и США был заключен в декабре 1987 года генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым и 40-м президентом США Рональдом Рейганом. Документ с прописанным неограниченным сроком действия вступил в силу шестью месяцами позже — с 1 июня 1988-го.
Михаил Горбачев и Рональд Рейган подписывают ДРСМД в Белом доме, 8 декабря 1987 года
Согласно условиям ДРСМД, государства обязывались уничтожить ракеты средней (радиус действия от 1000 до 5500 километров) и малой дальности (от 500 до 1000 километров).
Достигнутые договоренности были полностью исполнены к июню 1991 года. Следуя принятым на себя обязательствам, Советский Союз уничтожил 1846 ракетных комплексов, США — ровно на тысячу меньше.
Развитие
Текущий кризис — уже не первая ситуация, когда перспективы существования ДРСМД ставятся под сомнение одной из его сторон. В 2007 году в связи с планами по развертыванию элементов американской системы ПРО в Польше и Чехии покинуть договор в одностороннем порядке грозилась Россия.
Договор о РСМД между Москвой и Вашингтоном имеет бессрочный характер, но возможность выхода из него существует, если одна из сторон предоставит убедительные доказательства о необходимости выхода.Сегодня такие убедительные доказательства есть — многие страны разрабатывают и совершенствуют ракеты средней дальности, — заявлял тогда начальник Генерального штаба РФ Юрий Балуевский.
Как неоднократно отмечали многие военные и эксперты, несмотря на то, что, следуя договору, Россия и США уничтожили свои ракеты средней и малой дальности, процесс их восстановления, при необходимости, не займет много времени, поскольку документация на вооружения такого класса по-прежнему сохранилась.
Новый срыв
В своей нынешней конфигурации разговоры о прекращении действия ДРСМД возобновились летом 2017 года, когда группа депутатов Конгресса США заявила, что Россия нарушила пункты договоренности, начав размещать на своей территории стратегические ракеты наземного базирования.
Именно тогда прозвучали первые призывы вывести Соединенные Штаты из договора. В качестве альтернативы такому радикальному шагу были предложены санкции.
В декабре того же года Дональд Трамп поддержал второй вариант, призвав европейских партнеров Вашингтона последовать его примеру.
Основная претензия американской стороны связана с продолжающимися испытаниями российской ракеты SSC-8, которая, по некоторым данным, может представлять собой «сухопутную версию» крылатой ракеты морского базирования «Калибр».
Ракета «Калибр» в небе. На ее базе могла быть создана новейшая SSC-8
Многие детали этого проекта, как и его ключевая характеристика — дальность действия — доподлинно неизвестны, однако, по некоторым данным, его прототип способен поражать сухопутные цели на расстоянии свыше 2000 километров.
Со своей стороны в США неоднократно угрожали России размещением в Европе ракет Trident, предназначенных для использования подводными лодками класса «Огайо».
В феврале 2018 года заместитель помощника главы Пентагона по вопросам ядерной и ракетной оборонной политики Роберт Суфер заявил, что Вашингтон может отказаться от этих планов, если Москва вернется к выполнению ДРСМД, и «изменит агрессивное геополитическое поведение».
Перспективы ДРСМД сегодня
21 октября текущего года президент США Дональд Трамп впервые открыто заявил о намерении выйти из ДРСМД в одностороннем порядке.
Ответная реакция российских властей последовала незамедлительно. В Москве предупредили Вашингтон о риске начала нового витка гонки вооружений, пообещав дать зеркальный ответ, если американские ракеты все-таки появятся в Европе.
Ракеты средней и меньшей дальности — это тактическая зона противоборства. Это приведет к дальнейшей гонке вооружений. Ряд организационных и научно-технических мер нами уже предпринят, ответ будет абсолютно адекватен. В рамках наших финансовых возможностей этого достаточно. Шантажировать мы себя не позволим, — председатель комитета Государственной Думы по обороне Владимир Шаманов.Хорошей возможностью снизить градус конфликта могли стать переговоры президентов двух стран в Париже, изначально запланированные на 11 октября. Однако впоследствии обе стороны заявили, что провести полномасштабную встречу не получится в связи с насыщенной программой мероприятий, посвященных 100-летию окончания Первой мировой войны.
Обсудить сложившуюся ситуацию не получилось и во время встречи Путина и Трампа на саммите «большой двадцатки».
Становится очевидно, что разрешить накопившиеся противоречия возможно только на самом высоком уровне, однако для этого в возобновлении диалога должны быть заинтересованы обе стороны.
Существует ли такая потребность сегодня, покажут события ближайших двух месяцев.