По мере обострения геополитических взаимоотношений между США и Китаем для Вашингтона с каждым разом выплывают всё более неприятные и весьма тревожные сюрпризы. «Ридус» не раз обращал внимание на нарастающее отставание Соединённых Штатов в области военного кораблестроения на фоне стремительного количественного и технологического роста военно-морского флота НОАК. Худшее в данной ситуации для США заключается в том, что преодолеть возникший разрыв в обозримой перспективе не представляется возможным.
Однако выясняется, что проблемы Вашингтона не ограничиваются кораблестроением. В то время как в Пентагоне и Белом доме утвердилось осознание нарастающего отставания от Китая в области ВМФ, обозначился новый разрыв. На сей раз он касается другого стратегического направления — транспортной авиации.
Куда ни кинь — всюду клин
Недавно обнародованный анализ показал, как сокращается и устаревает воздушный флот США, предназначенный для переброски войск, оружия и критически важных грузов по всему миру. Тенденция один в один повторяет знакомую ситуацию с флотом. Всё это может поставить армию в затруднительное положение в случае начала войны с крупной державой.
Нельзя исключать, что проблемы Воздушно-транспортных сил ВВС США могут подорвать их план по сохранению рассредоточенности подразделений и их выживаемости в условиях войны с Китаем.
В новой статье Института аэрокосмических исследований Митчелла бывший пилот транспортного самолёта C-130 полковник ВВС в отставке Роберт Оуэн, занимавший руководящую должность в Командовании воздушной мобильности, бьёт тревогу. По его словам, нынешний размер и состояние парка транспортных воздушных судов ВВС США могут не удовлетворить потенциальные потребности военного времени.
«В условиях конфликта между равными по силе сторонами наших возможностей воздушных перевозок может оказаться недостаточно для удовлетворения потребностей в передвижении, снабжении и других логистических услугах. У Военно-воздушных сил США может не хватить воздушных перевозок для поддержки концепции ACE», — предупредил Оуэн.
При этом Оуэн явно имеет в виду стратегию Agile Combat Employment (гибкое боевое применение), направленную на разукрупнение войсковых подразделений, чтобы противнику было сложнее парализовать Военно-воздушные силы США одним сокрушительным ударом.
Всё плохо? Нет, всё ещё хуже
Для перевозки личного состава и оборудования в зону боевых действий остаётся всё меньше самолётов. Уже имеющиеся у США варианты не удовлетворяют современным требованиям для войны высокого уровня.
Вооружённые силы США активно используют самолёты C-17, переоборудованные авиалайнеры и вертолёты для перевозки грузов, дозаправки самолётов и переброски людей между театрами военных действий. Как пишет Оуэн, многие из данных самолётов устарели на десятилетия. И устаревание только нарастает.
В конце холодной войны парк мобильной авиации был значительно моложе. У Пентагона были чёткие планы по его замене.
Некоторые транспортные самолёты вроде C-17 превысили первоначально запланированный срок службы. Средний возраст 52 крупнейших транспортных единиц ВВС США в виде самолётов C-5M Super Galaxies составляет 37 лет. Как отмечает Оуэн, они демонстрируют низкую боеготовность.
Данные самолёты — не единственная проблема. Значительная часть парка мобильной авиации быстро стареет, как и другие средства, от которых зависят американские ВВС.
Занимавший пост начальника штаба ВВС генерал Дэвид Оллвин заявил в марте, что средний возраст самолётов в ВВС подскочил с 17 лет в 1994 году до 32 лет в 2024 году. Доступность новых воздушных судов существенно снизилась.
Другие военные лидеры выражают обеспокоенность относительно возможностей воздушных перевозок, признавая существенное снижение их объёмов со времени операции «Буря в пустыне» в 1990-х годах и по настоящее время.
«Данные самолёты усердно работали на протяжении трёх десятилетий непрерывных боевых действий по всему миру», — отметил Оуэн.
Генерал имел в виду именно транспортный флот. И это создаёт проблемы, поскольку США всё больше внимания уделяют более серьёзным угрозам, таким как Россия или Китай.
По словам Оуэна, стратегия ACE предусматривает «частую и непредсказуемую ротацию истребительных подразделений и вспомогательных эшелонов среди сетей» постоянных баз, полупостоянных сооружений и передовых пунктов снабжения и дозаправки (FARP).
В то время как первые два варианта базирования могут быть поддержаны заблаговременно размещёнными запасами и обслуживанием со стороны принимающей страны, небольшие истребительные группы в рассредоточенных передовых опорных пунктах могут почти полностью зависеть от транспортников C-17 и других самолётов оперативной мобильности для доставки топлива, вооружения и людей.
ACE — гладко было на бумаге
Военно-воздушные силы много лет отрабатывают концепцию ACE, заставляя лётчиков обслуживать технику, взлетать и приземляться в нетипичных местах, таких как простые аэродромы или даже участки шоссе.
Идея заключается в том, что многие авиабазы находятся в зоне досягаемости и легко поражаются, но Китай не сможет сокрушить американскую авиацию, если она будет рассредоточена по всему Индо-Тихоокеанскому региону на традиционных и импровизированных аэродромах.
«ВВС США не располагают значительным количеством самолётов, способных выполнять задачи на нижнем пределе этих требований, то есть доставлять боевую технику и грузы на короткие и слабозащищённые передовые аэродромы, и не имеют публично опубликованных планов на этот счёт. Бюджеты не рассчитаны на расширение этой миссии», — пояснил Оуэн.
Таким образом, усилия по расширению и поддержанию парка воздушных судов должны стать приоритетом для Министерства обороны.
Китай наступает на пятки
Это лишь некоторые из проблем, с которыми сталкиваются Военно-воздушные силы. Их численность и возраст сократились за прошедшие после окончания холодной войны десятилетия. Они находятся под давлением борьбы с терроризмом и повстанцами.
Высокопоставленные военные руководители, бывшие военнослужащие ВВС и эксперты в области воздушной мощи предупреждают, что пока США борются с сокращением флота и снижением боеготовности, Военно-воздушные силы Китая расширяются и быстро модернизируются.
Специалисты отмечают, что США по-прежнему сохраняют значительные преимущества в области малозаметных самолётов, глобальной логистики, боевого опыта и поддержки союзников. Однако постоянные инвестиции Китая в потенциал сокращают разрыв и меняют баланс рисков.