Военное дело

США начинают проигрывать Китаю теперь и в воздухе

0 1720

По мере обострения геополитических взаимоотношений между США и Китаем для Вашингтона с каждым разом выплывают всё более неприятные и весьма тревожные сюрпризы. «Ридус» не раз обращал внимание на нарастающее отставание Соединённых Штатов в области военного кораблестроения на фоне стремительного количественного и технологического роста военно-морского флота НОАК. Худшее в данной ситуации для США заключается в том, что преодолеть возникший разрыв в обозримой перспективе не представляется возможным.

Однако выясняется, что проблемы Вашингтона не ограничиваются кораблестроением. В то время как в Пентагоне и Белом доме утвердилось осознание нарастающего отставания от Китая в области ВМФ, обозначился новый разрыв. На сей раз он касается другого стратегического направления — транспортной авиации.

Куда ни кинь — всюду клин

Недавно обнародованный анализ показал, как сокращается и устаревает воздушный флот США, предназначенный для переброски войск, оружия и критически важных грузов по всему миру. Тенденция один в один повторяет знакомую ситуацию с флотом. Всё это может поставить армию в затруднительное положение в случае начала войны с крупной державой.

Нельзя исключать, что проблемы Воздушно-транспортных сил ВВС США могут подорвать их план по сохранению рассредоточенности подразделений и их выживаемости в условиях войны с Китаем.

В новой статье Института аэрокосмических исследований Митчелла бывший пилот транспортного самолёта C-130 полковник ВВС в отставке Роберт Оуэн, занимавший руководящую должность в Командовании воздушной мобильности, бьёт тревогу. По его словам, нынешний размер и состояние парка транспортных воздушных судов ВВС США могут не удовлетворить потенциальные потребности военного времени.

C-130. © wikipedia.org

«В условиях конфликта между равными по силе сторонами наших возможностей воздушных перевозок может оказаться недостаточно для удовлетворения потребностей в передвижении, снабжении и других логистических услугах. У Военно-воздушных сил США может не хватить воздушных перевозок для поддержки концепции ACE», — предупредил Оуэн.

При этом Оуэн явно имеет в виду стратегию Agile Combat Employment (гибкое боевое применение), направленную на разукрупнение войсковых подразделений, чтобы противнику было сложнее парализовать Военно-воздушные силы США одним сокрушительным ударом.

Всё плохо? Нет, всё ещё хуже

Для перевозки личного состава и оборудования в зону боевых действий остаётся всё меньше самолётов. Уже имеющиеся у США варианты не удовлетворяют современным требованиям для войны высокого уровня.

Вооружённые силы США активно используют самолёты C-17, переоборудованные авиалайнеры и вертолёты для перевозки грузов, дозаправки самолётов и переброски людей между театрами военных действий. Как пишет Оуэн, многие из данных самолётов устарели на десятилетия. И устаревание только нарастает.

В конце холодной войны парк мобильной авиации был значительно моложе. У Пентагона были чёткие планы по его замене.

Некоторые транспортные самолёты вроде C-17 превысили первоначально запланированный срок службы. Средний возраст 52 крупнейших транспортных единиц ВВС США в виде самолётов C-5M Super Galaxies составляет 37 лет. Как отмечает Оуэн, они демонстрируют низкую боеготовность.

Данные самолёты — не единственная проблема. Значительная часть парка мобильной авиации быстро стареет, как и другие средства, от которых зависят американские ВВС.

Занимавший пост начальника штаба ВВС генерал Дэвид Оллвин заявил в марте, что средний возраст самолётов в ВВС подскочил с 17 лет в 1994 году до 32 лет в 2024 году. Доступность новых воздушных судов существенно снизилась.

Другие военные лидеры выражают обеспокоенность относительно возможностей воздушных перевозок, признавая существенное снижение их объёмов со времени операции «Буря в пустыне» в 1990-х годах и по настоящее время.

«Данные самолёты усердно работали на протяжении трёх десятилетий непрерывных боевых действий по всему миру», — отметил Оуэн.

Генерал имел в виду именно транспортный флот. И это создаёт проблемы, поскольку США всё больше внимания уделяют более серьёзным угрозам, таким как Россия или Китай.

По словам Оуэна, стратегия ACE предусматривает «частую и непредсказуемую ротацию истребительных подразделений и вспомогательных эшелонов среди сетей» постоянных баз, полупостоянных сооружений и передовых пунктов снабжения и дозаправки (FARP).

В то время как первые два варианта базирования могут быть поддержаны заблаговременно размещёнными запасами и обслуживанием со стороны принимающей страны, небольшие истребительные группы в рассредоточенных передовых опорных пунктах могут почти полностью зависеть от транспортников C-17 и других самолётов оперативной мобильности для доставки топлива, вооружения и людей.

ACE — гладко было на бумаге

Военно-воздушные силы много лет отрабатывают концепцию ACE, заставляя лётчиков обслуживать технику, взлетать и приземляться в нетипичных местах, таких как простые аэродромы или даже участки шоссе.

С-130 на аэродроме. © wikipedia.org

Идея заключается в том, что многие авиабазы ​​находятся в зоне досягаемости и легко поражаются, но Китай не сможет сокрушить американскую авиацию, если она будет рассредоточена по всему Индо-Тихоокеанскому региону на традиционных и импровизированных аэродромах.

«ВВС США не располагают значительным количеством самолётов, способных выполнять задачи на нижнем пределе этих требований, то есть доставлять боевую технику и грузы на короткие и слабозащищённые передовые аэродромы, и не имеют публично опубликованных планов на этот счёт. Бюджеты не рассчитаны на расширение этой миссии», — пояснил Оуэн.

Таким образом, усилия по расширению и поддержанию парка воздушных судов должны стать приоритетом для Министерства обороны.

Китай наступает на пятки

Это лишь некоторые из проблем, с которыми сталкиваются Военно-воздушные силы. Их численность и возраст сократились за прошедшие после окончания холодной войны десятилетия. Они находятся под давлением борьбы с терроризмом и повстанцами.

Высокопоставленные военные руководители, бывшие военнослужащие ВВС и эксперты в области воздушной мощи предупреждают, что пока США борются с сокращением флота и снижением боеготовности, Военно-воздушные силы Китая расширяются и быстро модернизируются.

Специалисты отмечают, что США по-прежнему сохраняют значительные преимущества в области малозаметных самолётов, глобальной логистики, боевого опыта и поддержки союзников. Однако постоянные инвестиции Китая в потенциал сокращают разрыв и меняют баланс рисков.