Ранее «Ридус» рассказывал, что новая схема использования ударных беспилотников постепенно становится трендом и обещает революционные изменения в боевой авиации. В данном сценарии современный роботизированный самолёт CCA (Collaborative Combat Aircraft, автономный боевой самолёт) выступает в качестве ведомого для пилотируемых самолётов.
На днях стало известно, что за разработку ССА взялся американский оборонный гигант, прославившийся самыми передовыми истребителями пятого поколения.
В воскресенье компания Lockheed Martin представила новейший проект под названием Vectis. Это произошло накануне ежегодной конференции по воздуху, космосу и киберпространству, организованной американской Ассоциацией воздушно-космических сил.
При этом в пресс-релизе компании говорится, что аппарат относится к «выживаемым и смертоносным самолётам совместного боя пятой группы». Имеются в виду самые большие беспилотные воздушные системы, созданные для поражения средств вражеской обороны и нанесения ответных ударов.
«Vectis — вершина нашего опыта в области интеграции сложных систем, разработки передовых истребителей и обеспечения автономности. Компания создаёт новую парадигму для Военно-воздушных сил, основанную на высокопроизводительной, настраиваемой и доступной по цене гибкой платформе беспилотных летательных аппаратов», — заявил вице-президент и гендиректор подразделения Skunk Works компании Lockheed Martin Орландо Джей Санчес.
Беспилотные ведомые
CCA — это не просто беспилотник в классическом понимании слова, но и новый тип беспилотной системы «лояльный ведомый». Ей пророчится невероятное будущее. Считается, что она позволит решить главную проблему современной боевой авиации в виде обеспечения сохранности жизни пилотов, чья «стоимость» существенно превосходит цену непосредственно самолётов.
Пентагон и руководители оборонной промышленности надеются, что такие самолёты станут летать как самостоятельно, так и в паре с пилотируемыми истребителями, дополняя пилотов-людей в различных задачах: от воздушного боя до радиоэлектронной борьбы, наблюдения и разведки. Главное же заключается в том, что CCA смогут выполнять задачи, считающиеся чрезмерно опасными для пилотов-людей.
Бывший министр ВВС США Фрэнк Кендалл ранее обозначил предполагаемую цель: построить около 1000 боевых самолётов с экипажем. Сегодня же идея заключается в повышении боевой мощи без увеличения числа пилотируемых самолётов, что снизит опасность для пилотов и спрос на них. Боевые самолёты без экипажа значительно дешевле боевых самолётов с экипажем.
Сколько CCA в конечном итоге закупят ВВС, пока неизвестно. Два фаворита в программе CCA — это продукты General Atomics и Anduril: XQ-67A и Fury соответственно. Ранее данным дронам присвоены уникальные обозначения истребителей: YFQ-42A и YFQ-44A.
Другие похожие на CCA проекты включают MQ-28 Ghost Bat от Boeing, Kratos XQ-58A Valkyrie, а теперь и Vectis от Lockheed.
Lockheed Martin
Будучи одним из Prim-гигантов оборонной промышленности, компания Lockheed активно инвестировала в самолёты-невидимки с 1970-х годов, когда таинственная группа компаний Skunk Works разработала первый действующий самолёт-невидимку — F-117 Nighthawk.
Компания совместно с Boeing и Pratt & Whitney стала основным подрядчиком по созданию F-22 Raptor пятого поколения — дорогостоящего истребителя завоевания превосходства в воздухе. Самолёт используется до сих пор, хотя его производство прекращено более десяти лет назад.
При этом компания производит F-35 Lightning II Joint Strike Fighter — ещё один истребитель пятого поколения, который производитель намерен модернизировать, добавив расширенные возможности для версии «пятое поколение плюс».
Несмотря на то что усовершенствованные самолёты-невидимки важны для Военно-воздушных сил США и являются ступенькой к возможностям следующего поколения, они страдают от неэффективного управления и постоянно растущих расходов.
Решение по NGAD, теперь известному под обозначением F-47 (первому американскому истребителю шестого поколения), позволило Boeing одержать победу над Lockheed. Но последняя всё ещё ищет способы внедрения своих знаний и разработок в другие проекты.
Представляя новый беспилотник, компания Lockheed Martin, производитель раннего малозаметного беспилотника RQ-170 Sentinel, заявила, что Vectis «использует десятилетия опыта в области малозаметности, чтобы обеспечить лучшую в классе живучесть для CCA».
«Skunk Works имеет многолетний опыт использования скорости, высоты, формы, современных материалов и многого другого для обеспечения безопасности пилотируемых и беспилотных платформ в самых сложных условиях и решения самых сложных задач», — резюмировали в Lockheed Martin.