Компьютерные игры

США не признают победу СССР во Второй мировой даже в компьютерных играх

16 6204

Неизменная шапка-ушанка, каменное лицо и хладнокровная жестокость – казалось бы, этот стереотипный образ русского из голливудских фильмов остался в прошлом вместе с Советским Союзом. На самом деле он по-прежнему жив и продолжает успешно тиражироваться в западной поп-культуре – теперь уже в видеоиграх. 

В преддверии Дня Победы в США анонсировали новый шутер про Вторую мировую войну из популярной серии Call of Duty. По словам руководителя студии-разработчика Майкла Кондри, игра расскажет «захватывающую и грандиозную историю величайшего конфликта на нашей планете». В официальном видеообращении к игрокам создатели заверили, что «крайне заинтересованы в максимально достоверном воссоздании тех событий», и без лишней скромности заявили, что это будет лучшая игра о войне.

Казалось бы, вот она, отличная возможность погрузиться в атмосферу тех лет и пройти до Берлина советским солдатом! Однако, как выяснилось из анонса, в американской версии Второй мировой войны русских не будет – так же, как и не будет никакого упоминания об операциях на восточном фронте. В числе наций, которые громили фашистов и освобождали Европу, заявлены американцы, англичане, французы, канадцы и даже австралийцы. Игроки станут участниками высадки в Нормандии, смогут внести свой вклад в освобождение Парижа, а еще – взять Берлин. Но... только без СССР.

Победа без русских

Хотя игра поступит в продажу только в ноябре, ее анонс уже вызвал широкую реакцию в соцсетях и на игровых форумах. «Where is USSR?!» – вопрошают пользователи на странице официального канала игры на YouTube. Часть русских игроков, выступая в защиту разработчиков, указывает на то, что американцы вправе сами решать, кого и как им изображать в своих видеоиграх. Однако значительная часть комментаторов переполнена возмущением – вплоть до призывов устроить демонстративный бойкот игры, отказавшись ее покупать. По их мнению, обещая «достоверно» рассказать о Второй мировой и при этом умалчивая о том, что решающий вклад в Победу внес Советский Союз, разработчики оскорбляют народ, разгромивший фашизм. И одновременно пытаются навязать искаженную версию истории всему миру, поскольку серия Call of Duty давно стала заметным явлением в мировой гейм-индустрии. Под этой маркой за последние 14 лет вышли десятки игр, она считается самой продаваемой на планете: за все время существования серии было реализовано более 250 миллионов копий.

Решение разработчиков из американской компании вполне укладывается в общий тренд западной поп-культуры, в который никак не вписывается образ России-освободительницы, победившей мировое зло. В последнее десятилетие он пустил новые корни в такой динамично развивающейся сфере, как игровая индустрия. При этом во многих западных видеоиграх, посвященных различным войнам – как историческим, так и вымышленным, русские все-таки присутствуют. Но вот их виртуальное воплощение зачастую очень далеко от благоприятного.

Свои сожгли родную хату

Один из самых скандальных примеров – компьютерная стратегия в реальном времени Company of Heroes 2, выпущенная канадским разработчиком в 2013 году. Главный персонаж игры – диссидент Лев Исакович, приговоренный к расстрелу за антисоветскую деятельность. Сюжет построен на его воспоминаниях о ключевых эпизодах Великой Отечественной войны, в которых солдаты Красной Армии нередко показаны закоренелыми садистами. Они издеваются над соотечественниками, сжигают дома с мирными жителями, расстреливают своих товарищей по оружию – словом, воюют не столько с немцами, сколько с собственным населением. 

Company of Heroes 2

Более 30 тысяч возмущенных игроков подписали петицию с требованием запретить распространение игры в России, и в результате она была изъята из продажи на территории нашей страны. Тем не менее за рубежом Company of Heroes 2 получила довольно высокие оценки прессы и пользуется успехом.

Сюжет еще одной скандальной игры с участием русских персонажей переносит действие не в прошлое, а в альтернативное настоящее. Разработчики шутера Call of Duty: Modern Warfare 2, выпущенного в 2009 году, тоже не жалеют гражданское население. В миссии «Ни слова по-русски» игрок, который оказывается в команде русского экстремиста Макарова, должен перестрелять пассажиров в московском аэропорту.

Call of Duty Modern

За счет того, что действие происходит от первого лица, эпизод этот производит по-настоящему ошеломляющее воздействие на игрока. Чуть позже стрелять надо и в бойцов спецназа ФСБ, которые прибыли по тревоге. В России скандальная миссия с расстрелом в аэропорту была запрещена и вырезана в версии, предназначенной для распространения в нашей стране. Однако в ней остался другой эпизод, в котором игроку приходится защищать Вашингтон от атак российских солдат-оккупантов.

Другой показательный шутер про альтернативное настоящее – Battlefield: Bad Company 2. Выпущенный американской компанией в 2010 году, он посвящен вымышленной войне между Россией и США. В игре российская армия изображена агрессором, который захватил полмира и не прочь поработить оставшуюся половину. Правда, тонкостям характера самих русских здесь уделяется мало внимания – они просто враги, которых надо убивать. Игра завоевала популярность во многих странах – уже спустя год после выхода ее продажи превысили 9 миллионов копий.

Battlefield: Bad Company 2

Хуже, чем зомби

В отечественной прессе нередко можно встретить мнение о том, что не стоит слишком серьезно воспринимать такой образ русских в играх. Мол, игроки всегда разделяют виртуальные миры и реальность. Однако сами же западные социологи признают, что сложившаяся практика может иметь вполне конкретные политические последствия. Так, в прошлом году ученые из университетов Кардиффа и Глазго провели исследование, призванное ответить на вопрос, кого изображают врагом в компьютерных играх. Брэндон Валериано и Филип Хабл изучили 57 наиболее популярных продуктов гейм-индустрии. Как выяснилось, чаще всего в качестве «плохих парней» выступают русские, которые опередили в этой сомнительной номинации террористов, зомби и злобных пришельцев из космоса. Изображение русских как врагов, по мнению исследователей, вполне может сформировать соответствующее отношение к современной России, побуждая воспринимать любые ее инициативы на международной арене как агрессивные.

Российские чиновники не первый год говорят о том, что Москва проигрывает в этом идеологическом состязании за влияние на умы – учитывая, что на основе видеоигр современные подростки во многом формируют свое представление о реальном мире. Конечно, лучшим ответом стала бы разработка отечественных игр на эти же темы, в которых можно увлекательно показать и грандиозное сражение за Сталинград, и героическую битву за Москву, и тот же штурм Берлина. В своей книге «Война. Мифы СССР. 1939–1945» министр культуры РФ Владимир Мединский обращает внимание на то, что высадка союзников в Нормандии широко растиражирована в серии Call of Duty, а вот намного более масштабная советская операция «Багратион» того же периода в видеоиграх вообще не отражена. 

Call of Duty

За чужую правду

О том, что нам нужны свои игры о войне, неоднократно заявляли представители оборонного ведомства. Так, советник министра обороны РФ Андрей Ильницкий в одном из своих интервью назвал разработку такого продукта принципиально важной задачей. «Дети, играя в компьютерные игры, зачастую играют не в наши игры, борются там не на наших полях и не за нашу правду. Это надо исправлять», – убежден Ильницкий. Ранее в Минобороны РФ озвучили намерение принять участие в разработке видеоигр на военно-патриотическую тему, в том числе шутеров. Там явно вдохновлялись примером Пентагона, который тратит десятки миллионов долларов на разработку подобных проектов. Так, по заказу Минобороны США была создана популярная игровая серия America's Army, которая пропагандирует привлекательность военной службы. С идеей создания российских военных игр-симуляторов еще в 2010 году выступали и в Минкомсвязи.

Однако практика последних лет показала, что дальше благих намерений и заявлений дело пока не сдвинулось. При этом в истории российского игростроя есть свои неплохие проекты, но без господдержки их коммерческий успех не идет ни в какое сравнение с западными гигантами гейм-индустрии. Видимо, сегодня для наших чиновников проще запретить чужое, чем попытаться освоить свое, – подход, который практикуется, к сожалению, не только в игровой сфере.