Космос

США проводят на орбите подозрительные эксперименты

1 2960

США планируют запустить в четверг или пятницу космический многоразовый беспилотник Boeing X-37 с пятой по счету секретной миссией. Ракета-носитель Falcon 9 фирмы Илона Маска SpaceX для выведения X-37B будет использоваться впервые — до этого его всегда запускала United Launch Alliance на ракете Atlas V.

В ходе предыдущей двухлетней миссии на нем ставили эксперименты по ионному двигателю и изучали поведение материалов в условиях космоса.

Но почему тогда эти полеты окружены секретностью, что в них такого стыдного?

Не убедили

Запуски Х-37 действительно вызывают много вопросов, потому что те утечки информации, которые Пентагон допускает, не выглядят убедительно, говорит главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин.

«Эти утечки, которые сам Пентагон и организует, состоят в том, что с помощью Х-37 проводят научные эксперименты, для которых нужна абсолютная невесомость, не достижимая на МКС из-за постоянных коррекций ее орбиты. Но описываются эти эксперименты столь невнятно, что создается непреодолимое ощущение, что „наука“ в этих миссиях — дело либо вторичное, либо служит для маскировки каких-то исследований, про которые США говорить не хотят», — сказал он «Ридусу».

Эти подозрения укрепляет еще и то, что сам по себе ракетоплан Х-37 не является каким-то прорывным изобретением в космической технике.

В СССР подобные модели активно испытывались до середины 1970-х годов: предполагалось, что они станут прообразом для создания целого флота пилотируемых «космических истребителей» под кодовым названием БОР (боевой орбитальный ракетоплан). Эти аппараты запускались обычной ракетой и после выполнения орбитальных испытаний приводнялись на парашютах в Индийском океане, где их подбирали на борт.

Однако в 1974 году эти работы были свернуты, потому что все финансовые и интеллектуальные ресурсы были переброшены на создание «Бурана», который должен был стать противовесом американскому шаттлу.

Кстати, БОРы не были совсем списаны на свалку — их использовали как масштабные модели при испытаниях теплозащитных керамических плиток для того самого «Бурана».

«Кстати, американцам только на Х-37 удалось реализовать техническую задачу, которую СССР осуществил еще в 1988 году, — полностью автоматический полет многоразового корабля, без вмешательства экипажа. На шаттлах совершить беспилотную миссию не удалось ни разу. Поэтому России сейчас не приходится тревожиться, что американцы обогнали нас с этим аппаратом. Наоборот, они только что сумели нас нагнать», — говорит Маринин.

По следам вчерашних технологий

Российские инженеры вообще считают, что строительство «космических истребителей» нерационально ни с технологической, ни с военной точки зрения. Возможно, у их американских коллег на этот счет иная точка зрения.

«Американцы, по-видимому, идут по нашим следам. Они создали уменьшенную модель ракетоплана, на котором испытывают отдельные узлы и системы, которые затем можно будет увеличить и ставить уже на полномасштабные образцы. В частности, американцам удалось добиться, чтобы топливо для двигателей ориентации оставалось в рабочем состоянии не полтора года, как на „Союзах“, а два года», — говорит эксперт.

Долгосрочную программу экспериментов по отработке систем сопровождения космических целей и наведения оружия, известную как Стратегическая оборонная инициатива (СОИ), Пентагон разработал еще в 1985 году. Она включала создание космических командных пунктов, ударных боевых платформ с лазерным и пучковым оружием и даже военных баз на Луне.