Ограничение цен на российскую нефть серьезно сокращает главный источник доходов страны, заявил в четверг заместитель министра финансов США Уолли Адейемо. По его словам, «всего за шесть месяцев» они «значительно упали» — почти на 50% по сравнению с прошлым годом.
Недавно введенный Кремлем новый налог на нефтяные компании, призванный компенсировать недостаток доходов, — это «явное доказательство» успеха ограничений, добавил Адейемо.
«Это изменение будет сдерживать российские нефтяные компании в будущем, оставляя им меньше средств для инвестиций в разведку и добычу и со временем уменьшая производственный потенциал российского нефтяного сектора», — пояснил он.
Чей удар сильнее
Когда западная коалиция устанавливала «потолок цен», официальные лица США заявили, что это нанесет сокрушительный удар по экономике России, напоминает Associated Press. Однако многие аналитики считают, что ее доходы снижаются не столько из-за ценовых ограничений, сколько из-за запрета ЕС на морской импорт российской нефти.
«Сочетание запрета ЕС на импорт нефти и ценового предела действительно оказало влияние, но запрет на импорт ЕС был более действенной мерой», — сказала агентству финский аналитик Центра исследований энергетики и чистого воздуха Лаури Мюллювирта.
Установленный коалицией потолок слишком высок, чтобы оказать более существенное влияние на доходы России от нефти, считает эксперт. Этот предел остается на изначальном уровне в 60 долларов за баррель, несмотря на регулярные требования ряда участников западного блока существенно снизить планку.
Нефти становится меньше
Россия, в свою очередь, в ответ на ограничения анонсировала добровольное сокращение добычи нефти на 500 тысяч баррелей в сутки с марта и в июне объявила, что продлит его действие до конца декабря 2024 года.
«Это предупредительная мера, принятая по согласованию со странами — участницами соглашения ОПЕК+, которые ранее объявили о добровольном сокращении добычи в апреле», — написал на сайте правительства вице-премьер России Александр Новак.
Агентство Bloomberg, основываясь на данных наблюдений за морскими перевозками, неоднократно выражало сомнения в реальном сокращении добычи в РФ, по крайней мере в обещанном объеме. И в последнее время это стало вызывать вопросы у Саудовской Аравии, хотя формально ее официальные лица утверждают, что пока у них нет поводов не доверять российским партнерам.
С другой стороны, дисконт цены барреля российской нефти Urals по отношению к Brent продолжает снижаться с 34 долларов на конец февраля до почти 20 долларов на настоящий момент, приближая стоимость российской нефти к мировому эталону. И повлияло на это именно дополнительное сокращение добычи, а также постепенная адаптация участников международного нефтяного рынка к новым правилам игры, сказал ранее «Ридусу» портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин.
Плюс ослабление спроса
Добровольное сокращение производства нефти в добывающих странах может быть частично связано со снижением спроса, допускает Associated Press. Международное энергетическое агентство на этой неделе опубликовало свой пятилетний прогноз потребления нефти, который предполагает, что доминирование ископаемого топлива начинает ослабевать.
По оценкам МЭА, спрос на бензин достигнет пика в 2023 году, а спрос на транспортное топливо — в 2026 году. В агентстве полагают, что это следствие более активного поворота к источникам с более низким уровнем выбросов после глобального энергетического кризиса прошлого года.