Санкции в отношении России могут быть отменены, в случае если российско-украинские переговоры приведут к прекращению военной операции на Украине, заявил в эфире телеканала NBC госсекретарь США Энтони Блинкен.
«Мы посмотрим, что делает Украина, что она хочет делать. И если все закончится тем, что они покончат с войной, то это в конечном итоге потребует отмены санкций», — заявил госсекретарь, отвечая на вопрос о возможности отмены санкций в отношении РФ в зависимости от исхода переговорного процесса.По словам Блинкена, санкции не обязательно должны быть вечными, поскольку их главная цель — изменение политики России. Госсекретарь отметил, что дальнейшее развитие событий с санкциями будет зависеть от действий России.
С другой стороны, в интервью телеканалу CNN Блинкен заявил, что США постоянно обсуждают с союзниками дальнейшее ужесточение санкций против РФ.
«Мы ведем постоянный разговор с союзниками и партнерами о том, как наиболее эффективно укрепить, ужесточить санкции», — отметил он, добавив, что параллельно Вашингтон уделяет внимание удовлетворению энергетических потребностей Европы.
Санкции отменят частично
Опрошенные «Ридусом» эксперты расходятся во мнении как относительно самой возможности отмены санкций против России, так и «глубины» той самой отмены.
Советник гендиректора компании «Открытие Брокер» по макроэкономике Сергей Хестанов полагает, что некоторая часть санкций может быть отменена в случае успеха переговоров.
«Возможно, разрешат авиасообщение и частично банковские транзакции. Но большая часть стратегических санкций останется до решения вопроса с репарациями. А это очень сложный вопрос. Поправка Джексона — Вэника действовала 38 лет и пережила СССР. Примерно на такие сроки действия санкций и стоит ориентироваться», — пояснил «Ридусу» Сергей Хестанов.Санкции не отменят совсем
По мнению вице-президента «Золотого монетного дома» Алексея Вязовского, снятие санкций с России маловероятно. Он тоже приводит в пример поправку Джексона — Вэника, вводившую торговые санкции в отношении СССР и отмененную спустя 38 лет, в 2012 году, когда СССР уже давно не существовало.
Алексей Вязовский уверен, что санкции — это элемент экономической конкуренции и войны, которую много лет Запад ведет в отношении России. Эксперт полагает, что он продолжит вести эту войну и дальше, дабы сохранить собственный уровень благосостояния, доступ к рынкам и прочие преференции.
«Максимум, на что могут пойти трансатлантические элиты, — это вернуть Россию на сырьевой рынок. Да и то это будет сделано лишь с целью понизить цены и взять под контроль инфляцию, которая сейчас быстрыми темпами раскручивается в США и Европе. С арестованными валютными резервами России надо попрощаться (их, скорее всего, отдадут Украине и пустят на компенсацию от инфляционной спирали для западных граждан)», — говорит Вязовский.Авиасообщение.© Pexels.com
Авиасообщение с Россией, по его мнению, будет осуществляться через нейтральные территории, равно как и платежи, которые будут проходить через третьи страны и их платежные системы.
«Возможно, кто-то типа Китая сделает специальный банк для расчетов с Россией. Ну и будет развиваться финансовая система на основе национальных валют и золота — без долларов и евро. Первые подвижки уже есть с Индией», — полагает эксперт.Истина где-то там…
В целом с мнением экспертов о том, что полной отмены санкций ждать бессмысленно, так как основное их значение — это снижение роли России в мировой экономике, трудно не согласиться. С другой стороны, надо понимать, что введение жесточайших санкций стало ответом на совершенно конкретные действия Москвы, а именно на начало «спецоперации». Таким образом, по логике вещей, санкции должны быть сняты с ее окончанием, о чем и говорит Блинкен.
Понятно, что начало спецоперации стало для Запада хорошим поводом решить массу собственных экономических вопросов, связанных с Россией, вплоть до полного ее вытеснения с мировых рынков. Не стоит сбрасывать со счетов и его желание при помощи экономического давления изменить политический расклад сил внутри России. Но эти цели странам Запада будет куда сложнее «продать» своим гражданам, столкнувшимся с ростом цен, ухудшением бытовых условий и прочим дискомфортом, воспринимаемым ими как последствия антироссийских санкций.
Население сытых и благополучных стран Европы и США в едином благородном порыве готово терпеть холод в домах, дорогой бензин и прочие невзгоды ради прекращения боевых действий в центре Европы. Но при этом они не готовы на те же самые жертвы ради других малопонятных им политических и экономических целей.
Все это прекрасно понимают в Брюсселе и Вашингтоне. Очевидно, что Европе не удастся полностью отказаться от российских энергоносителей как минимум в течение ближайших пары лет, в ходе которых рядовые европейцы могут серьезно потрепать нервы и политические позиции своих властей.
Санкции в отношении России.© Лев Бубнов / Коллаж / ridus.ruНе прельщает европейское руководство и неизбежное «окукливание» огромного государства с ядерным оружием, стагнирующей экономикой и беднеющим населением в случае затягивания экономической блокады. Это практически исключает возможность умышленного превращения России в аналог Ирана или Северной Кореи, о котором сейчас много говорится на Западе. Вряд ли его прельщает появление непредсказуемой и «взрывоопасной» терра инкогнита размером с половину континента.
Все это может означать, что снятие каких-то санкций не является чем-то невероятным. Вряд ли оно окажется полным из-за территориальных вопросов и претензий, которые сегодня невозможно разрешить в рамках конфликта, а также «долгоиграющего» вопроса о компенсации разрушений. По окончании горячей фазы конфликта США и ЕС будут вынуждены найти некий компромисс между тотальным экономическим уничтожением и «кореизацией» России (чего требуют многие западные политики) и выстраиванием новой модели сосуществования с ней.
Не стоит забывать и о том, что, в отличие от поправки Джексона — Вэника, большая часть антироссийских санкций проведена решением руководителей государств и не закреплена в виде законов, что облегчает процесс их снятия. В сложившейся ситуации весьма вероятно, что, несмотря на громкую риторику, Запад все-таки будет вынужден пойти на частичную отмену санкций, о чем и говорил Блинкен.