Противостояние России и Украины в последние дни зримо перешло из чисто военной в экономическую фазу. В условиях позиционного пата Киев анонсировал, что будет стремиться принудить Москву к миру через удары по «хребту» российской экономики — предприятиям ее нефтяной отрасли.
Удар по переработке
Украинские беспилотники нанесли удары по ряду российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), часть из которых была вынуждена приостановить работу, тогда как другая после кратковременной паузы работает в обычном режиме, сообщает Bloomberg.
В Киеве это подается как значительный успех новой стратегии (вероятно, те самые «сюрпризы», которые обещал Владимир Зеленский), с чем соглашаются западные наблюдатели, утверждающие, что эта стратегия может привести к желаемому для Украины результату.
Слону дробина
Действительно, после ударов по НПЗ Россия ввела запрет на экспорт нефтепродуктов с 1 марта по 1 августа.
Однако эксперты нефтяного рынка сдержанны в оценках успешности украинских налетов. Они подчеркивают, что эти атаки наносят России больше психологический и символический урон, чем экономический, не говоря уже про военный.
Если даже согласиться с цифрами, которые приводит Bloomberg, то причиненный украинскими атаками ущерб все равно никак не повлияет на производство нефтепродуктов в России, сказал «Ридусу» замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
«Допустим, что из строя в самом деле выведено порядка 11% мощностей НПЗ, как это утверждает Bloomberg. Но дело в том, что объемы производства моторного топлива (автомобильного и авиационного бензина и дизельного топлива) в РФ в настоящее время превышают его потребление двукратно, и эти избытки идут на экспорт. То есть 11% выведенных из строя мощностей повлияют на рынок топлива меньше, чем когда какой-нибудь крупный НПЗ становится на плановый ремонт. Потому что в общее число атакованных мощностей включены не только установки по производству моторного топлива, но и установки по производству мазута, так называемого прямого бензина и прочих нефтепродуктов, которые массовому потребителю малоинтересны, так как он их в повседневной жизни нигде не использует», — говорит он.
Ценам по барабану
Кроме того, российские НПЗ в среднем по стране работают с недогрузкой в 10–15%, потому что технологически это считается оптимальным режимом работы. То есть и с этой стороны выведение из строя мощностей на 600 тысяч баррелей в сутки никак не влияет на конечные объемы производства 92-го и 95-го бензина и дизеля, которые составляют около шести миллионов баррелей в день.
Заводы в любой момент могут нарастить эту убыль, но в этом нет экономической необходимости, утверждает Фролов.
«Опасаться, что на том хайпе, который поднимается вокруг целенаправленных ударов украинских беспилотников по российским нефтезаводам, вырастут цены на АЗС, — значит не понимать сам механизм формирования розничных цен на бензин. Если бы этот механизм был полностью рыночным, то розничные цены в условиях перепроизводства снижались бы. Но в том-то и суть, что эти цены в РФ в значительной части регулируются государством — через налоги, акцизы и прочие нерыночные механизмы. Из-за этого цены на топливо не снижаются, но у нефтяников нет и возможности произвольно поднять ценники на заправках, даже если возникнет ажиотажный спрос», — объясняет эксперт.
О том, что пока атаки с применением БПЛА на российские НПЗ создают в основном информационный шум, говорит и то, что мировые цены на нефтепродукты никак не реагируют на эти сообщения. Эти цены гораздо чувствительнее к ситуации в Аденском заливе, чем к российско-украинскому противостоянию.