Наука и техника Фоторепортаж

Станет ли МАКС-2017 последним авиасалоном в Жуковском

4 4142

В воскресенье в подмосковном Жуковском завершил работу тринадцатый Международный авиакосмический салон (МАКС), участие в котором приняло более тысячи предприятий и компаний, прямо или косвенно связанных с аэрокосмической отраслью. По предварительным подсчетам, экспозицию и летную программу увидели около полумиллиона человек.

Ярмарка по имени МАКС

Как уже отмечал ранее «Ридус», на МАКС-2017 не было представлено каких-либо принципиальных новинок — основной целью выставки стала организация площадки для контактов продавцов и покупателей авиационно-космической техники, где практически весь «товар» можно было увидеть своими глазами и пощупать руками.

По словам коммерческого директора ОАО «Авиасалон» Владимира Советкина, в ходе работы выставки было проведено около полутора тысяч деловых встреч, а общий коммерческий потенциал авиакосмического салона составил около 350 миллиардов рублей.

SSJ-100 в демонстрационном полете

© Ольга Соколова/Ridus

Как отметил заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Сергей Ладыгин, авиация в экспорте продукции военного назначения компании в 2017 году превысит 50%. «По нашим прогнозам, тенденция к росту объема экспорта и сумм заключенных контрактов по продукции для ВВС сохранится, — отметил Ладыгин. — Рассчитываем, что авиационная составляющая в поставках „Рособоронэкспорта“ в 2017 году превысит отметку в 50%. Основными импортерами этого вида вооружения станут страны Ближнего Востока и АТР».

По словам топ-менеджера, интерес к российской боевой авиации резко возрос с началом операции ВКС России в Сирии. Это в первую очередь касается презентаций и показов самолетов Су-35, Су-32, Су-30СМЭ, МиГ-35, Як-130, Як-152, Ил-76МД-90А, вертолетов Ка-52, Ми-28НЭ, Ми-35М, Ми-17В-5, Ми-171Ш, а также зенитных ракетных систем С-400.

Ми-28

© Ольга Соколова/Ridus

Прощай, Жуковский?

Несмотря на праздничную атмосферу МАКС-2017, над авиасалоном незримо витал вопрос относительно его дальнейшего будущего. Скорее всего, в Жуковском на территории Летно-исследовательского института имени М. М. Громова выставка проводится в последний раз и МАКС-2019 пройдет уже в совсем другом месте — на аэродроме Кубинка.

Одной из причин тому — появление в Жуковском нового гражданского аэропорта, развитие которого продолжится и в последующие годы.

МАКС-2017 показал, что совмещение гражданских рейсов и демонстрационной полетной программы авиасалона в принципе возможно, хотя периодические старты пассажирских бортов в то время, когда над Жуковским проходили массовые полеты быстроходных боевых машин, и выглядели несколько жутковато.

© Ольга Соколова/Ridus

Стоит ли «овчинка выделки»?

На сей раз организаторы МАКС-2017 не смогли дать четкого ответа, состоится ли перенос авиасалона в Кубинку или нет. Очевидно, что споры на эту тему все еще ведутся и окончательного решения по ней не принято, причем на самом верху.

Об отсутствии окончательного решения заявил журналистам и заместитель министра промышленности и торговли России Олег Бочаров. По его словам, точка в этом вопросе будет поставлена в 2018 году. «Если будет площадка готова и будет лучше, она будет отвечать всем требованиям технологическим, которые выдвигаются, она будет использована», — пояснил замминистра.

Схожего мнения придерживается и вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин. «Этот вопрос требует очень взвешенного и толкового подхода, — заявил он журналистам в ходе последнего авиасалона. — Безусловно, здесь в Жуковском сложилась своя инфраструктура, здесь есть определенная традиция. МАКС всегда идет как синоним города Жуковский, и надо посчитать, стоит ли овчинка выделки».

© Ольга Соколова/Ridus

Большинство постоянных участников выставки уверены в том, что менять ее местоположение, «намоленное» на протяжении десятилетий, нет никакого смысла. Так, с просьбой оставить МАКС в Жуковском к президенту РФ Владимиру Путину во время посещения им выставки обратились летчики-испытатели. По их мнению, в Жуковском имеется достаточная по площади территория, развитая инфраструктура и должный уровень безопасности, что будет достаточно проблематично воспроизвести в Кубинке. Однако однозначного ответа от президента им услышать пока не удалось.

Вопрос с переносом МАКСа затрагивает целый ряд интересов самых различных групп. С одной стороны, это те, кто занимается развитием аэропорта Жуковский и прилегающей к нему территории. Для них каждый проводимый здесь авиасалон становится серьезной головной болью. Заинтересованы в переносе салона и владельцы нового выставочного комплекса, в состав которого входит аэродром в Кубинке.

© Ольга Соколова/Ridus

Против переноса остаются прежде всего сами организаторы выставки и постоянные экспоненты МАКСа. Для них переезд обернется неизбежными расходами и неопределенностью относительно перспектив салона на новом месте.

Не совсем понятно, что в случае переезда МАКСа в Кубинку ждет уникальную коллекцию редчайших советских самолетов, собранную в Жуковском. Переместить такие огромные и уже не летающие машины, как Ту-144 или «Атлант», на другой конец Московской области невозможно. 

Насколько их сохранению в этом случае поможет организуемый в Жуковском музей — не известно. Без МАКСа желающих посмотреть на творения советских инженеров будет не так уж и много. А значит, рано или поздно их может ждать утилизация.

© Ольга Соколова/Ridus

Что касается посетителей, то здесь также все весьма неоднозначно. С одной стороны, в логистическом плане Жуковский не самое удобное место и добираться на МАКС из Москвы и других мест действительно не очень удобно.

В Кубинке ситуация с подъездом несколько лучше, хотя расположена она дальше, чем Жуковский. Также не совсем ясно, выдержит ли инфраструктура комплекса наплыв сотен тысяч посетителей МАКСа.

Одним словом, вопрос о том, как и где пройдет МАКС-2019, остается по-прежнему открытым.

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

Су-30

© Ольга Соколова/Ridus

Одна из лучших пилотажных групп на МАКС-2017 — Al Fursan (ОАЭ)

© Ольга Соколова/Ridus

Al Fursan ОАЭ

© Ольга Соколова/Ridus

Автограф-сессия пилотов Al Fursan

© Ольга Соколова/Ridus

«Русские витязи»

© Ольга Соколова/Ridus

Пилотажная группа «Русские витязи». Фигура «Кобра»

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

Пилотажная группа «Балтийские пчелы»

© Ольга Соколова/Ridus

МиГ-29

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

Пилотажная группа «Русь»

© Ольга Соколова/Ridus

Al Fursan — взлет

© Ольга Соколова/Ridus

Як-130

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

Ту-95 «Медведь»

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

Су-30

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus