Брест — город знакомый и родной для любого человека родившегося в СССР. В советской мифологеме ему отводилась особая роль, — как форпосту советского государства на западных границах, и как городу-герою (точнее крепости-герою, но город же неразрывно связан в нашем сознании с крепостью) в Великой отечественной войне.
Казалось бы, город должен был стать заложником монументальных смыслов и железобетонного советского прошлого. Мрачное сталинское здание железнодорожного вокзала в центре города, мост в Европу (через реку Буг), огромный монумент Брестской крепости, — все это наследие советского прошлого.
А времена между тем изменились.
Новый взгляд на старый мир
Советский союз рухнул, и в 20 минутах езды на электричке теперь находится польский Тересполь, территория Евросоюза. Река Буг по-прежнему разделяет не просто Польшу и Белоруссию, а два совершенно различных мира.
Но прежнего антагонизма уже нет. Фортификационные укрепления крепости, как и военизированный пограничный пункт пропуска в Польшу воспринимаются как дань эпохи, не более.
Тысячи белорусов и поляков, а равно и туристов из самых разных стран мира пересекают этот пункт ежедневно и круглосуточно.
Белорусы через границу везут бензин и сигареты, в самой Польше покупают одежду и бытовую технику.
Поляки едут в качестве туристов, однако в самом Бресте вместо экскурсий отдают предпочтение салонам красоты и стоматологическим клиникам. В Белоруссии медицинские услуги и услуги красоты на порядок дешевле аналогичных европейских услуг. Культурный обмен сопутствует это взаимному движению граждан. В Бресте многие гостиницы и хостелы ориентированы на поляков, есть путеводители на польском языке, и экскурсии специально для поляков.
Брест объективно является большим логистическим узлом, через который проходят значительные потоки товаров и людей. Граница, которая раньше заставляла каменеть город и давала ему особые воинские функции, сегодня заставляет его меняться. Брест стремится быть привлекательным для туристов.
С одной стороны, город не отказывается от своего советского наследия. Это попросту невозможно в данном случае. Потому как от исторического Бреста (Брест-Литовска) мало что осталось, и в своем современном виде город вырос после войны.
К тому же, Брестская крепость по-прежнему ориентир для многих туристов. Особенно с постсоветского пространства. Белорусские школьники в обязательном порядке посещают монумент Мужество и Вечный огонь в Брестской крепости. Впрочем здесь встречаются не только белорусские подростки. Я к своему удивлению застал в крепости группу школьников из Армении.
Крепость содержится в идеальном порядке, что нехарактерно для многих значимых памятников советской эпохи.
С другой стороны, белорусы пытаются по-своему интерпретировать это наследие.
В частности, Брестская крепость, прославившаяся отчаянным сопротивлением своих немногих защитников, осмысляется в русле партизанской идентичности.
У Белоруссии особая роль в Великой отечественной войне. Партизанщина, яростное сопротивление без шансов на победу, все это было широким идейным движением в годы войны. Сегодня эта особенность становится одной из основ, на которой формируется современная белорусская национальная идентичность.
«О пользе традиций»
За последние годы несколько интересных инициатив реализовал город, чтобы привлечь туристов.
В 2009 году в Бресте возродили традицию зажигания масляных фонарей. На главной пешеходной улице города ежедневно зажигает и гасит старинные фонари штатный фонарщик в форме петровских времен.
Чтобы совершить свой ритуал, он поднимается по лестнице и вручную зажигает и гасит в каждом фонаре керосиновую лампу. Всего на улице Советской установлено 17 таких фонарей.
Каждый раз церемония начинается с музыкального сопровождения и стайки туристов, которая бежит вслед за фонарщиком. Как правило, девушкам очень не терпится подержаться за медную пуговицу на форме фонарщика. Говорят, что если подержаться за пуговицу и загадать желание, оно обязательно исполнится. Отвлекают фонарщика и просьбами сфотографироваться с ним на память. Впрочем, он никому не отказывает.
Время появления фонарщика зависит от времени захода солнца. Как правило, он появляется в сумерках, а заканчивает свою работу уже когда совсем стемнеет. Точное время подскажут специально установленные для этого часы в начале улицы. На них так и написано «Время зажжения фонарей». Скажем, в июне-начале июля это около 22 часов вечера, а в октябре примерно в 19.00.
Удивительно, но брестский фонарщик работает один, без сменщика. Никаких выходных и отпусков. В любую погоду и во все времена года. Люди узнают его в лицо и очень любят. По древней городской легенде, если не зажечь фонари, то рассвет не наступит и город навсегда окутает мрак.
Фонарная street
Еще одно туристическое новшество города, которое полюбилось абсолютно всем, — это улица кованых фонарей. Несколько десятков фонарей разместились на аллее Гоголя.
Каждый фонарь представляет собой дар городу от предприятия.
Многие фонари являются настоящими произведениями искусства, живым воплощением сказок писателя, со всеми чертями и немыслимыми историями, наполнявшими малороссийскую действительность. На аллее представлены и российские компании, — МТС, «Савушкин» и ряд других.
Беловежская пуща
Беловежская пуща одна из популярных целей туристической поездки в Белоруссию. Особенно летом.
Леса Белоруссии называют также легкими Европы. Пространство старых лесов тянется от Бреста и вдоль польской границы на север, к Гродно, и далее к Литве. Именно в этих лесах сохранились многие виды животных, давно исчезнувшие в остальной Европе. Здесь же обитают европейские бизоны, — зубры. В большинстве своем, правда, в вольерах, в неволе.
СТОлица
Говоря о привлекательности Бреста для поляков, и в целом для европейцев, нельзя упустить качество и разнообразие услуг автосервиса которыми последнее время все больше славится город. Настоящая столица для автовладельцев.
Ремонт двигателей и коробок передач, глушителей, стартеров, выхлопные системы, всевозможная диагностика, замена масла, кузовные работы, сварка и пр. Самый широкий ассортимент услуг ремонта и автосервиса по очень гуманным ценам. Помимо собственно белорусов, часто встречаются авто с российскими номерами, приезжают авто из Европы. В сравнении с Польшей цена запчастей одинаковая, однако, стоимость самой работы в Европе в 5−6 раз дороже. В сравнении с ценами родного мне Петербурга разница наблюдается в 1,5−2 раза.
Любые запчасти, — везутся как с Польши, так и с Литвы. Естественно представлен китайский автопром и масса запчастей произведенных в поднебесной. На следующий день любая деталь будет в СТО. До границы рукой подать. И все это в режиме нон-стоп. Многие сервисы работают без выходных. Пригороды Бреста представляют собой огромное пространство из СТО, гаражей, автобаз, стоянок, автомобильных разборок и просто свалок всего и вся что связано с авто.
В одном из СТО повстречал даже чеченца. Он был занят бесконечными разговорами с земляками, звуки гортанного наречия разлетались по всему помещению автосервиса. На мой немой вопрос, ответил менеджер автостанции, — мол знакомься, Магомед, настоящий немец, не без ехидства представил он. Чеченец широко улыбнулся, пожал мне руку и вновь плюхнулся на диван дальше решать проблемы сородичей. Как оказалось, он приехал в Брест из Германии, ради ремонта своего фольксвагена.
В Кельне у него семья и пятеро детей. На живые расспросы мастеров-белорусов об истории массового изнасилования немок в новогодние праздники 2016 года реагировал критикой в адрес немцев. Мол среди немцев сильны антииммигрантские настроения, и он о случаях изнасилования немок мусульманами ничего не знает. Сирийцы тоже очень законопослушные и приветливые люди, со слов Маги. Сам он уже имеет вид на жительство в Германии. И для остальных соплеменников может считаться образцом удачи.
Транзит «Грозный-Брест-Тересполь»
Брест давно стал транзитным центром для мигрантов из Чечни. Всего 5 км разделяет Брест с его постсоветской реальностью, и Тересполь с его европейскими социальными благами.
О причинах бегства в Европу сами чеченцы не любят говорить. Рамзан Кадыров считает, что чеченцы, оказавшиеся на белорусско-польской границе, покинули республику в поисках легкой жизни.
Для Бреста чеченцы — это большая проблема. О которой принято говорить вполголоса. Дмитрий, управляющий и совладелец хостела в центре Бреста (в котором я остановился), рассказал об истории вопроса.
Он был вынужден отказаться от постояльцев из Чечни, «поскольку они отпугивают остальных гостей». В близлежащем от хостела кафе, с его слов чеченцы год назад зарезали местного парня во время драки. После этого кафе закрылось.
Многие чеченки приезжают на 8-м месяце беременности, и сразу после пересечения границы рожают. Далее «беженцы едут в Германию, садятся на пособия в 3 тысячи евро на человека, рожают еще 5−6 детей», а работать их никто не заставляет. Никто из беженцев из Чечни по словам Дмитрия даже не пытался найти работу и остаться в Белоруссии. Все потому, что по меркам России заработки в Белоруссии низкие, посетовал белорус.
К тому же, перейдя совсем на шепот, поведал Дмитрий — «чеченцам в Бресте очень не рады», поскольку многие участники Афганской войны получали жилье еще в советское время именно в Бресте.
Рамзан снял напряжение
Полякам, конечно, чеченцы — головная боль. Тем более исходящая с традиционно «враждебной» восточной стороны. Каждый день несколько сотен человек — мужчины, женщины и дети — уезжают из белорусского Бреста, а потом пытаются убедить польских пограничников пропустить их без визы на территорию своей страны. В свою очередь белорусские пограничники деликатно не интересуются наличием шенгенской визы у пассажиров электрички Брест — Тересполь.
Пропускают лишь 2−3 семьи, всех остальных разворачивают. И так может длиться, до бесконечности. А число новых желающих попасть в Евросоюз ежедневно прибывает из Чечни, и все они на неопределенное время оседают в Бресте.
Ситуация немного разрядилась после того как Рамзан Кадыров подверг публичной критике тех, кто покинул Чечню. По словам, того же Дмитрия из хостела, многие вернулись обратно на родину после звонков от родственников.
Тем не менее, транзит чеченцев из России в Евросоюз продолжается. По данным Human Constanta, белорусской правозащитной организации, которая оказывает помощь чеченским беженцам, за последние четыре месяца 2018 года, «транзитные беженцы не менее 1239 раз пробовали попросить защиту, и только в 110 случаях им дали такую возможность».
Подводя итоги, можно сказать, что сегодняшний Брест — это транзитный город с трудной судьбой и великолепным будущим, вобравший в себя много советского, белорусского и собственно русского. Город, познавший все трудности нового времени, и научившийся делать выводы. Город с трагической историей, но оставшийся открытым для нового творчества, чуткий не только к традициям, но и к веяниям нового времени.
Красивый и чистый город, комфортный для жизни и очень гостеприимный.