Кино

Стэнли Кубрик

0 1102

Кубрик на съемках своего первого полнометражного фильма
Сегодня ушедшему от нас тринадцать лет назад Стэнли Кубрику могло бы исполниться 84 года. Киноридус вспоминает работы знаменитого режиссера и факты из его биографии.

Почти в каждом книжном магазине можно найти очередное издание с броским заголовком наподобие "1001 фильм, который вы должны посмотреть" или "100 лучших фильмов XX века" - в каждом из них картинам Стэнли Кубрика будут уделено особое внимание. Каждый второй начинающий киноман считает своим долгом написать восторженную рецензию к "Космической одиссее", но немногие обращают внимание на одну особенность: почти все фильмы Кубрика были в свое время холодно встречены критиками, не имели большого коммерческого успеха, а "Заводной апельсин" даже вызвал грандиозный скандал и громкие дискуссии о допустимости откровенного показа сцен насилия и секса в кино. В чём же заключается причина успеха, почему со временем отзывы сменились на положительные, а режиссер занял почётное место в пантеоне классиков кинематографа?

Внимание к детялям

Одна из фотографий для журнала Look.
Стэнли Кубрик начинал свою карьеру в качестве фотографа. В 1945-50 годах он сотрудничал с журналом Look, несколько сотен опубликованных фотографий и несколько лет бесценного опыта - отсюда берут начало узнаваемая "фотогеничность" киноработ, специфический перфекционизм, внимание к ракурсу и композиции.

1956. Убийство.

Кадр из фильма
Нуар к середине 50-х уже начал увядать, но этот фильм стал подлинной классикой этого жанра: тщательно спланированное ограбление, роковая женщина и ирония судьбы. Посмотреть "Убийство" стоит для того, чтобы понять, с чего начинал Кубрик, ведь это его первый полномасштабный проект, предыдущие фильмы - короткометражки и малобюджетные пробы пера, а здесь уже можно увидеть авторский стиль режиссера и его страсть к новаторским подходам. "Расёмон" был снят Куросавой на несколько лет раньше, но использование подобного приема с нелинейным сюжетом в нуаре заметно оживляет картину.

1957. Тропы славы.

Кадр из фильма
Один из первых фильмов, смывших с войны ореол романтики, ведь согласно цитате из Томаса Грея "Тропы славы ведут только к могиле". С "Тропами славы" связан первый скандал - картина была запрещена к показу во Франции (за создание негативного образа французской армии времен первой мировой войны), в Германии, Швейцарии и даже в Испании (за антивоенную риторику).
Коммерческий успех поспособствовал дальнейшему сотрудничеству между Кубриком и Керком Дугласом.

1960. Спартак.

Кадр из фильма
"Спартак" был широко известен в СССР - у нас было два показа, в 1967-м и 1984-м. Исторический блокбастер принес Стэнли Кубрику мировую известность, но закончилось все конфликтом с Керком Дугласом. Исполнитель главной роли и продюсер давил на режиссера и даже назвал его "талантливым дерьмом".

1962. Лолита.

Фильм по знаменитому роману Владимира Набокова мог вызвать грандиозный скандал. Возраст Лолиты был увеличен с 12-ти лет до 14-ти, многие углы были сглажены, и в результате "Лолита" получилось холодной и невыразительной. Набоков выразил сожаление о напрасно потраченном на написание сценария времени, а Кубрик считал эту картину неудачной, хотя и не проявил к ней такой же ненависти, как к "Страху и вожделению".

1964. Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу.

Доктор Стрэнжлав собственной персоной.
Тема взаимного ядерного уничтожения была в то время весьма актуальной, в 1962 году весь мир замер в ожидании развязки карибского кризиса. История о сумасшедшем генерале, благодаря антикоммунистической паранойе которого большая часть населения Земли должна была сгореть в огненном смерче, получилась сильной, абсурдной и в то же самое время смешной. Кто знает, может быть, злой смех Стэнли Кубрика над серьезными политиками и доблестными генералами сыграл значительную роль в отмене атомного апокалипсиса?

1968. Космическая одиссея 2001.

1968.
Стэнли Кубрик в очередной раз переходит к новому жанру. Космическая опера о поиске Черного Монолита, зловещий HAL-9000 и полеты под "Дунайский вальс". "Космическая одиссея" опередила свое время и даже послужила поводом для сомнений относительно высадки американских астронавтов на Луну - тогда такую сцену якобы мог снять Кубрик.

1971. Заводной апельсин.

1971.
Фильм по одноименному роману Энтони Бёрджесса погружает зрителя в иллюзорное будущее, где насилие и разврат входят в моду подобно одежде и музыке. Good old ultraviolence.
Многим кажется странной "униформа" молодежной банды - котелки, трости, огромные гульфики. Стоит вспомнить о бандах молодых аристократов Викторианской эпохи и все встанет на свои места, ведь Стэнли Кубрик после съемок "Спартака" переехал в Лондон.

1975. Барри Линдон.

Стэнли Кубрик на съемках фильма
Плавное и печальное повествование о судьбе ирландского афериста. При съемках "Барри Линдона" Кубрик уделил особое внимание освещению - оно должно было быть только естественным, даже в сценах с тусклым светом нескольких свечей.

1980. Сияние.

1980.
Триумф Джека Николсона. "Сияние" - это не просто зловещий отель с реками крови и привидениями, это лабиринт неотвратимого безумия и ужаса. Интересно, что Кубрик получил в 1981 году антипремию "Золотая малина" как "худший режиссер".

1987. Цельнометаллическая оболочка.

1987.
Необычный фильм о войне во Вьетнаме. Впрочем, мог ли Кубрик снять обычный фильм? Интересно, что "Цельнометаллическая оболочка" была полностью снята на территории Англии, так что пришлось завезти несколько тысяч пластиковых растений из Гонг-Конга.

1999. С широко закрытыми глазами.

1999. Том Круз и Николь Кидман в фильме
Стэнли Кубрик не умел снимать быстро. Ради нужного результата он готов был потратить много времени и пленки, так что съемка последнего фильма затянулась на два года, и Кубрик работал по восемнадцать часов в сутки. Один из великих режиссеров XX века оставил нам роскошный подарок, затягивающую драму о сексе, лжи и зыбкости границы между фантазиями и реальностью.Умер Стэнли Кубрик 7 марта 1999 года, всего через четыре дня после окончания работ над "С широко закрытыми глазами". Его картины упрекали в сухости, избытке шокирующих сцен, его самого - в чрезмерном перфекционизме, переходящем в болезненный педантизм, но мало кого творчество Кубрика оставило равнодушным. В чем секрет пришедшего со временем признания? В том, что большое видится на расстоянии.