В двух милях от поселка Ленделфут в Южной Шотландии, на глубине 6-8 метров в водах Ирландского моря лежит погибший крейсер "Варяг", у которого сегодня как бы день рождения – 1 ноября 1899 года его спустили на воду в верфи Ч. Крампа в Филадельфии (США).
Абсолютно логичным представляется, что самым ярким эпизодом в жизни боевого корабля стала его смерть – на то они и создаются. Нет уверенности за реформируемую современную школу, но в советской школе каждый ученик знал, что в полдень 8 февраля 1904 года крейсер первого ранга "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" вышла из порта Чемульпо навстречу японской эскадре и своей смерти. Иного исхода там быть не могло: под командованием контр-адмирала Уриу русских встречали броненосные крейсера "Асама" и "Чиода", бронепалубные крейсера "Нанива", "Ниитака", "Такачихо" и "Акаси" плюс 8 миноносцев.
Сдаться и спустить флаги русские отказались – они вступили в бой, который проиграли. Капитан Руднев приказал открыть кингстоны расстелянного крейсера и добить "Корейца" взрывом.
Так прославился крейсер "Варяг". Японцы создали в Сеуле музей памяти героев "Варяга", впечатленный краевед из Тироля Рудольф Грейнц написал стихотворение "Der "Warjag", слова которого – в переводе Евгении Студенской и с музыкой полкового музыканта Турищева – у людей порядочных и до сих пор вызывают мороз по коже:
"Наверх вы, товарищи! Все по местам!
Последний парад наступает.
Врагу не сдается наш гордый "Варяг",
Пощады никто не желает".
Вопреки поговорке "из песни слова не выкинешь", из гимна героическим русским морякам при поздних публикациях постоянно выбрасывали третий куплет, где упоминались "желтолицые черти".
Которые позже подняли погибший крейсер и потом у него была вторая жизнь – в составе японского флота, а потом третья – жизнь флагмана Северного флота России, а затем и четвертая… Но всё это уже совсем другие истории.
В качестве жизнеутверждающего хэппиэнда можно добавить, что сейчас у причальной стенки Корабельной набережной Владивостока швартуется уже ракетный крейсер "Варяг". И умилиться наследованию славных имен, которое упорно практикуется на отечественном флоте - притом что во всем свете передача новым кораблям имен погибших считается дурной приметой.