Оппозиционный канал FOX News называет повестку первых месяцев президентства Джо Байдена еще более «агрессивно-прогрессистской», чем у «левого» президента Обамы, а большинство американских политологов, описывая ее, используют слово «скучный».
Какими были первые сто дней президента-демократа и что он может записать себе в актив и в пассив? Фокус на внутренних проблемах Российский американист Малек Дудаков склонен считать первые сто дней Байдена неоднозначными. «С одной стороны, он пришел к власти в неординарных условиях — кризис, пандемия, штурм Капитолия 6 января. В эти сто дней он в основном вел реактивную, а не проактивную ситуацию, отвечая на возникшие вызовы, самым крупным из которых стал кризис на границе, когда там задерживали по 100 тысяч нелегалов, а центры временного содержания были переполнены».
При этом Байдену удалось добиться некоторых знаковых результатов. Главный козырь нынешней американской администрации — декларируемые успехи в борьбе с эпидемией коронавируса.
Во время предвыборной кампании Джо Байден обещал американцам сто миллионов доз вакцины за сто дней своего президентства. Обещание было выполнено задолго до этого срока — на 58-й день его пребывания в Белом Доме. За восемь дней до истечения символического срока, 22 апреля, число инъекций вакцины достигло 200 миллионов.
Как сообщает «Би-би-си», к концу апреля в различные штаты было доставлено 290 миллионов доз вакцины, сделано более 230 миллионов прививок. Сейчас в США полностью вакцинированы почти 96 миллионов человек, или 37% всего населения страны. Впрочем, нужно честно признать, что огромная часть работы была проделана во время президентства Трампа, и записывать эту победу целиком на счет Байдена было бы некорректно.
Второй несомненный плюс, который запишет на свой счет президент-демократ, — огромный законопроект о поддержке экономики в условиях пандемии COVID-19 на сумму 1,9 триллиона долларов, известный как «Американский план спасения». Республиканцы критикуют его за его цену, но, как отмечает Малек Дудаков, это первый случай, когда власти страны оказывают прямую финансовую помощь населению в таких масштабах.
И дальше будет больше
Джо Байден.
Согласно прогнозам, первая фаза пакета расходов Байдена в размере четырех триллионов долларов, получившая название «Американский план занятости», обойдется в 2,2 триллиона долларов и будет включать в себя инвестиции как в проекты физической инфраструктуры, например дороги и мосты, так и в различные социальные программы, такие как профессиональное обучение и уход за людьми, помощь пожилым американцам и инвалидам.
Вторая фаза («Американский семейный план»), предусматривающая создание универсальной программы дошкольного образования, расширенный налоговый кредит на детей, бесплатное обучение в местных колледжах и другие меры социального обеспечения, обойдется, по прогнозам, в 1,8 триллиона долларов.
Чтобы финансировать все это, Байден предложил серьезнейшую налоговую реформу последних десятилетий, предполагающую повышение ставки налога на прибыль с 21% до 28% и более высокие налоги для самых богатых американцев.
Несмотря на сопротивление республиканцев в Конгрессе, законопроект был принят. По словам профессора Университета Джорджа Вашингтона историка Мэтта Даллека, предложения Байдена, весьма амбициозные по своему охвату и масштабу, аналогичны усилиям, предпринятым предыдущими президентами, которые столкнулись с кризисами во время своего пребывания у власти.
Тут можно вспомнить Тедди Рузвельта, разрушавшего тресты в эпоху прогрессивного развития, или Франклина Рузвельта, предоставлявшего помощь стране с 25-процентной безработицей. Я думаю, Байден действует в рамках мейнстрима, — сказал Даллек. — Поскольку это взаимосвязанные кризисы, мы видим, что повестка дня Байдена более амбициозна, чем программа Обамы, за исключением здравоохранения.Кризис на границе и внутри
Массовые протесты в Миннеаполисе после смерти Джорджа Флойда.
Еще одна проблема, сопровождавшая начало президентства Байдена, — обострение общественной дискуссии и протестов вокруг темы полицейского насилия. Даже при том, что администрация выступает на стороне левых правозащитников, проблема не решается, и даже осуждение полицейского Дерека Шовина за смерть Джорджа Флойда не сняло вопросов.
По мнению Дудакова, у нынешней администрации нет никакой политической воли, чтобы реагировать на ситуацию, а значит, погромы будут продолжаться.
«Забыть Украину как страшный сон»
Во внешней политике новая администрация практически продолжила курс Трампа, считает наш собеседник. «Это видно в вопросе вывода войск из Афганистана, в продолжении противостояния с Китаем, которое начато Трампом. Фактически главное внешнеполитическое событие этих ста дней — начало холодной войны с Китаем», — считает Дудаков.
В то время как на российском направлении звучало много громких слов, будораживших умы на Охотном ряду, главные действия американские власти предпринимали на китайском фронте. Байден оставил в силе торговые пошлины, введенные Трампом для Китая, и добавил к ним новые санкции под предлогом возмездия за преследования оппозиции в Гонконге и репрессий против мусульманского населения в провинции Синьцзян. И, как считает ряд экспертов, для того, чтобы власти Турции задумались, кто им больше «друг» — Америка или Китай, признал геноцид армян со стороны Османской империи.
Впрочем, собеседник «Ридуса» согласен с этим лишь отчасти.
Для Америки сейчас важно состояние взаимодействия с КНР. Все остальные вопросы вторичны. Именно поэтому у Байдена преобладает реактивный подход в отношении проблем, которые возникают на других направлениях, — уверен Дудаков. — Ему не с руки раздувать конфликты. Понятно, что он будет давить на союзников, чтобы они сокращали взаимодействие с Китаем, но я бы не стал утверждать, что они специально создаются американцами с целью ослабить отношения КНР с другими странами. Хотя и были заключены важные соглашения, например СНВ-3, но в других вопросах наших отношений ситуация нехорошая и напряженная, — так оценивает Дудаков состояние российского направления американской политики сегодня.Но, по его мнению, конфронтация с Россией Байдену в целом малоинтересна. Противостояние с Китаем будет занимать умы американских стратегов и дипломатов гораздо сильнее. В то время как российские пропагандисты прочно связывают ситуацию на Украине с действиями США, Малек Дудаков считает, что это та тема, которую нынешняя администрация была бы рада забыть и не вспоминать.
«Ситуация на Украине важна прежде всего украинцам. Байден не отвечал на звонки Зеленского два месяца и, опять-таки, реагировал только тогда, когда ситуация на востоке Украины обострилась, — указывает американист. — Очевидно, что для Америки это неактуально, а у Байдена каждый раз при слове „Украина“ начинается нервный тик из-за воспоминаний о скандале с его сыном Хантером. Конечно, ему бы хотелось забыть и не вспоминать о существовании этой прекрасной страны, но приходится реагировать и помогать хотя бы чем-то».
Новый «Зеленый курс»
Электромобиль во время подзарядки.
Тема «зеленой» экономической политики активно эксплуатировалась демократами во время предвыборной гонки. Не отошли они от нее и после победы Байдена. Несмотря на то, что осуществить «Зеленый курс» в том виде, в каком он был представлен в 2019 году, невозможно, в планах администрации по-прежнему значится сделать Америку carbon neutral к 2030 году, обеспечив нулевые показатели выбросов углерода. Для этого администрация продолжила программы субсидирования электротранспорта и развития железнодорожного транспорта.
«Байден пытается вытащить из этого плана наиболее реалистичные вещи и реализовать их», — отмечает эксперт.
Судьба реформ
Солдат у Капитолия в Вашингтоне.
Я не стал бы называть первые сто дней Байдена ни провальными, ни успешными, — сказал «Ридусу» Малек Дудаков. — Они неоднозначные, и каждый может смотреть на них со своей колокольни. Положительная оценка президента по разным рейтингам варьируется от 47% до 60%.Абсолютной неудачей, по его мнению, можно назвать попытки загнать под ковер миграционный кризис, а самым большим успехом — принятие плана помощи американцам.
В целом же, говоря о первых месяцах Байдена, Дудаков повторил свою оценку новой администрации как «третьего срока Обамы» и предсказал, что мы не увидим ничего более радикального, чем видели до сих пор: «Это администрация технократов».
Авторы публикации FOX News цитируют президентского историка, профессора Университета штата Аризона Брукса Симпсона, который утверждает, что, хотя предложения Байдена и являются частью более «агрессивной, прогрессивной повестки дня» по сравнению с политикой его недавних предшественников, реформировавших Америку в 1970-е годы, реформы действующего президента менее радикальны, чем «Новый курс» Рузвельта или «Великое общество» Джонсона.
В той же публикации отмечается, что из-за того, что демократы обладают ничтожно малым большинством в Конгрессе, наиболее прогрессивные элементы плана, вероятно, будут сдерживаться оппозицией Республиканской партии и умеренными членами собственной партии Байдена.
Правительство даже при Рейгане или Буше было более крупной организацией, делающей гораздо больше, чем наше правительство в любой из этих двух ситуаций, — считает Симпсон. — Оценивать его как чрезвычайно радикальное — это преувеличение. Посмотрев на некоторых действительно «прогрессивных» сторонников Демократической партии, можно видеть, что они отнюдь не обязательно рады тому, что Байден не идет дальше.