Кино

Сто лет назад родился комик де Фюнес

10 192

Отмечая день рождения большого комика большого французского кино Луи Жермена Давида де Фюнес де Галарса с детской кличкой Фюфю, рассказать можно многое, но лучше бы его видеть.

Позапрошлому поколению — если отмерять их «двадцатками» — повезло: советская власть баловала народ и итальянцами, и французами. Испанца (на самом деле) на французской службе де Фюнеса знал и по-своему наш народ любил, хотя бы на таком уровне: «Ну там этот, помнишь, с носом, жандарм придурошный?! В „Фантомасе“ он еще!..»


Кадр из фильма "Фантомас"

Фильмография у де Фюнеса преизрядная — он только ДО прихода к нему славы сыграл семьдесят пять ролей в киноэпизодах. Двести шестнадцать фильмов плюс еще шесть-семь сценаристом — он прожил вчетверо меньше лет, чем было у него фильмов.

Статистика, тем более такая, конечно, хороша для «датской» статьи о великом, но совершенно не рисует нам подлинный образ Луи де Фюнеса — на экране и «по жизни». Образ Великого неудачника.

«Секрет успеха прост: никогда не падайте духом. Никогда не падайте духом. Никогда не падайте духом на людях», — скажет гораздо позже и вовсе не о Фюнесе Хэмингуэй, также, как и он проводивший в Париже 30-х свои лучшие, молодые годы.

Славно всё же, что де Фюнес перетерпел годы коммивояжерства, работы скорняком, счетоводом, декоратором, прочее — и в 1941-м выучился на кинематографических курсах.


© roger-viollet.fr

«Сейчас его знают все. Едва он появляется на экране, отчаянно жестикулируя и строя уморительные гримасы, в зале раздается смех. Да, теперь он обласкан славой, публикой и прессой», — писали о нем в 1966-м.

Сейчас можно важно рассуждать, что в своем творчестве Луи де Фюнес эксплуатировал образ хитрого простака, продолжая извечно популярную тысячелетнюю плутовскую традицию — всем народам нравятся их Петрушки, Панчи, Полишинели. Это в крови человеческой — смеяться над неудачниками и простаками. Это делает нас выше. Над придурками — это делает нас умнее, хотя бы в собственных глазах.

Народу — что французскому, что советскому — всегда было приятно, что этот неунывающий недотёпа, воображающий себя ловкачом и хитрецом, появлялся на экране в образе либо правонарушителя, либо полицейского, исключения редки. В жизни жандарму не скажешь, что он тупой козел, а в кинозале это понятно всем; в реальности обыватель не попрёт против нелепого закона, а в кино хоть посочувствует недотёпе-герою, убедившись, что он-то таких нелепостей не совершил бы.

Можно поумничать о том, что Луи де Фюнес — актер буффонный, его стихия — кинофарс, его инструментарий — форсированные жест и мимика…

Всё так, но лучше б его увидеть на экране, хотя бы раз — ну, скажем в комедии 64-го года «Жандарм из Сен-Тропе». Или, может, в «Приключениях раввина Якова», где он искрометен, как всегда. Посмотреть стоит: кто-то увидит старого знакомого, кто-то сделает приятное знакомство, от души посмеётся — хотя бы в некоторых местах.


Кадр из фильма «Жандарм из Сен-Тропе»

Надо только помнить, что это уже старые европейские фильмы, времен, когда Голливуд еще не был тотален, и на него вовсе не все равнялись, а имели своё лицо — как кино французское, итальянское, советское. Там не «3D», там самый главный спецэффект сам Луи де Фюнес — настоящий, как хороший, искренний смех.