На фоне возобновившихся заявлений администрации Трампа, что Гренландия должна стать частью Соединённых Штатов, европейские аналитики не уверены, что США решатся на военные действия. По их мнению, такой шаг приведёт к катастрофическому кризису безопасности в Европе.
Гренландия — не Венесуэла
На днях главы государств нескольких крупных европейских стран выступили с совместным заявлением, призывающим Вашингтон уважать суверенитет Гренландии. Однако данное обстоятельство не помешало пресс-секретарю Белого дома Кэролайн Клэр Левитт заявить, что «использование Вооружённых сил США всегда является вариантом, находящимся в распоряжении главнокомандующего для достижения важной внешнеполитической цели».
И всё же старший научный сотрудник Датского института международных исследований по вопросам внешней политики и дипломатии Расмус Сёндергор заявил в интервью изданию Breaking Defense, что военный сценарий маловероятен.
«Думаю, что США сейчас ведут переговоры и рассматривают возможность покупки», — сказал Сёндергор.
По словам эксперта, опросы общественного мнения показали, что «практически никто из американцев не считает хорошей идеей захватывать Гренландию силой». Ряд видных республиканских законодателей выступил против возможных военных действий.
«Не предвижу никаких боевых действий. Ничего подобного тому, что все наблюдали в Венесуэле», — добавил эксперт.
У США там уже есть агенты
«Хотя США рассматривают все варианты, администрация Трампа может предпочесть любые попытки захвата власти политическими методами и с помощью дезинформации. Дания сообщила, что у США там уже есть агенты», — пояснил аналитик, руководитель программы оборонной политики и стратегии Тони Лоуренс.
Однако Лоуренс не исключает, что для Трампа «это может оказаться недостаточно быстрым или впечатляющим».
В предыдущих случаях, когда Трамп говорил о захвате Гренландии, его слова являлись скорее поводом для разговоров или анекдотов. Так считает старший директор по геополитике компании Rasmussen Global Харри Неделку. Rasmussen Global — политическая консалтинговая компания, возглавляемая бывшим генеральным секретарём НАТО и премьер-министром Дании Андерсом Фогом Расмуссеном.
Эксперт не исключает, что сейчас военный захват может перейти из области анекдотов в реальность.
«Внезапно. Возможно, не посредством военного вторжения, а какими-то иными способами. Но желание Трампа так или иначе захватить Гренландию становится всё более правдоподобным и реалистичным», — отметил Неделку.
Вооружённые силы Дании будут обязаны дать отпор
При этом эксперты понимают, что если администрация Трампа вопреки ожиданиям (как это произошло в Венесуэле) всё-таки отдаст приказ о военном вторжении, то оно может увенчаться успехом. Хотя и не без определённых издержек для воюющих сторон и НАТО как организации.
«Если США полны решимости применить военную силу, возможен только один исход», — говорит Сёндергор. При этом эксперт подчеркнул, что в соответствии с юридическими обязательствами Вооружённые силы Дании будут обязаны дать отпор.
По его словам, в Дании в настоящее время ведутся общенациональные дебаты, как страна должна реагировать в случае захвата власти в Гренландии США. Одна сторона поддерживает идею усиления датского присутствия на острове или даже «приглашения европейских союзников» для укрепления обороны. Придерживающиеся альтернативной точки зрения граждане считают такие шаги бесполезными, поскольку они не предотвратят победы США.
«США не понадобятся значительные силы для захвата Гренландии. Военные действия на территории будут скорее направлены на принуждение», — пояснил Лоуренс.
Неделку считает, что если США прибегнут к применению силы, то это нанесёт «смертельный удар» по НАТО, поскольку один союзник «совершит акт агрессии против другого».
Ранее премьер-министр Дании Метте Фредериксен сделала аналогичное заявление и предсказала, что любое нападение США на Гренландию приведёт к разрыву Альянса.
«НАТО вступает в 2026 год, сталкиваясь с тем, что может стать худшим кризисом за всю его историю», — отмечено в аналитическом обзоре Атлантического совета.
Политическая цена
Что касается того, как Копенгагену или Европе в целом следует решать проблему противостояния, аналитики утверждают, что для США приоритетной задачей должно стать сосредоточение внимания на политической цене нападения на Гренландию.
«Необходимо подчеркнуть, насколько неприемлема их позиция. В то же время надо помочь им понять, что мы как союзники можем сделать всё необходимое для поддержки их военно-стратегических целей в отношении Крайнего Севера и Арктики. Тогда завладение Гренландией просто не потребуется», — пояснил Лоуренс.
Схожей мысли придерживается и Неделку.
«Дания совершенно справедливо указала, что продолжение трансатлантических отношений в их нынешнем виде находится под угрозой, если США действительно решатся на аннексию Гренландии. Аннексия стала бы крайне контрпродуктивной и дорогостоящей для США. То, что США получают сейчас, и то, что они могли бы получить, это практически всё, что они хотят, даже не прибегая к этому», — рассказал Неделку.
Эксперт имеет в виду, что американская космическая база Питуффик в Гренландии является ключевой частью системы раннего предупреждения и противоракетной обороны Вашингтона.
По мнению Сёндергора, Дании необходимо найти баланс между твёрдостью и нежеланием провоцировать Вашингтон.
«Вот почему меня беспокоит, что произойдёт, если мы разместим в Гренландии другие европейские войска. Не станет ли это поводом для некоторых людей из окружения Трампа вроде Джеймса Дэвида Вэнса и Стивена Миллера заявить, что доктрина Монро должна вступить в силу», — резюмировал Сёндергор.
Не так давно в интервью CNN Миллер заявил: «Никто не собирается воевать с Соединёнными Штатами из-за будущего Гренландии».