Экономика

Стоит ли ждать взлета цен на бензин?

0 10874

Мировые цены на нефть снова демонстрируют повышательную динамику на фоне неуклонно надвигающегося осенне-зимнего сезона. Все это вновь актуализирует вопрос цен на бензин и другое моторное топливо, и в первую очередь возможности его удорожания на российских АЗС. Четкого ответа на него по-прежнему нет.

Солярка вверх — бензин вниз

Бензин

Бензин.

© unsplash.com

Как свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, биржевые цены на зимнее дизтопливо по итогам завершающейся торговой недели обновили очередной максимум.

Стоимость зимнего дизтоплива по итогам недели выросла на 3,3% и достигла 69 390 рублей за тонну. Предыдущий рекорд был установлен две недели назад — 69 224 рублей за тонну, который, в свою очередь, обновил рекорд декабря 2021-го, когда тонна солярки продавалась за 67 280 рублей.

Самое же интересное заключается в том, что оптовая стоимость бензинов на уходящей неделе, напротив, опустилась до минимумов 2016 года. Так, цена Аи-92 на бирже за неделю снизилась на 2%, до 36 300 рублей за тонну, побив рекорды последних лет. В настоящий момент оптовые цены на данный вид топлива находятся на уровне сентября 2016 года.

Стоимость 95-го бензина на уходящей неделе снизилась на 1,2%, до 38 238 рублей за тонну. Это ниже минимального значения 2020-го, установленного в апреле — 40 768 рублей за тонну.

Две большие разницы…

Бензин

Бензин.

© unsplash.com

Несмотря на активную динамику цен как на нефтяных, так и на топливных биржах, цены на бензин и дизтопливо на АЗС живут собственной жизнью, что, по всей видимости, продолжится и в грядущий зимний период.

По словам портфельного управляющего УК «Альфа-Капитал» Дмитрия Скрябина, стоимость сырой нефти в конечной цене топлива составляет менее 10%. Самая же большая доля (почти 40%) в ней приходится на НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых. Еще 20% от стоимости топлива составляет акциз.

«Поэтому изменение цены на нефть на рынке практически не влияет на стоимость топлива для конечного потребителя. Учитывая, что цены на бензин являются неким социально значимым индикатором, уровень их роста всегда находится под пристальным вниманием регулятора, поэтому вряд ли можно предположить их существенный рост. Думаю, на следующие 12 месяцев — в пределах 3–5%», — пояснил «Ридусу» Дмитрий Скрябин.

При этом эксперт напоминает, что уже были прецеденты, когда крупные нефтяные компании осознанно или по «настоятельной просьбе» шли на ограничение цен на бензин в случае их существенного роста. Например, получив сигнал от правительства, как это было в начале 2018 года.

Ценник не изменится

Добыча нефти

Добыча нефти.

© unsplash.com

Помимо прочего, на цены на топливо могут оказывать влияние и другие факторы местного или сезонного толка.

«Известно, что в осенний период розничная цена на топливо несколько поднимается. Это происходит по нескольким факторам: переход на зимний период и нужда сельскохозяйственной техники в топливе», — пояснил «Ридусу» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

По словам Сигала, сейчас происходит переориентировка поставок топлива с внешнего на внутренний рынок, что, несомненно, повышает конкуренцию и снижает розничную цену. «Помимо этого, можно отметить, что биржевая стоимость менее оперативно сказывается на отпускных ценах АЗС, что по итогу вызывает колебания, которые влияют на ценовую политику», — добавляет эксперт.

Общий вывод, который можно сделать на основе имеющихся на сегодняшний день данных по топливному рынку, сводится к тому, что, как бы ни менялись цены на сырую нефть, розничная стоимость топлива на нынешний осенне-зимний период вряд ли сильно изменится. В первую очередь это касается бензина и — в чуть меньшей степени — дизельного топлива.