Авто

Стокгольмское метро

11 502

В каком ещё городе в метро можно увидеть Белый дом, различные выставки, слонов и моржей, олимпийскую эмблему или яблоко Ньютона? Cегодня - стокгольмский метрополитен.

Стокгольмское метро, единственное в Швеции, состоит из трёх линий. Поезда ходят по левой стороне, поскольку на момент открытия (1950 год) в стране было левостроннее движение. В 1960-х шоссе перевели на правостороннее, а рельсовый транспорт решили не менять.

Говорят, необычный дизайн метрополитена и яркие краски были рекомендованы как средство от депрессий в длинные зимние вечера и ночи. Можно долго обсуждать, нравится ли стокгольмский метрополитен или он слишком вызывающий, но пока шведы его строили, в СССР, где зимой тоже не светло, строили города из серого или тёмного кирпича. Коробки домов до сих пор наводят тоску и точно уж не красят наши улицы.  Мы проедем по всем трём линиям и покажем наиболее интересные станции. Зелёная линия. Cамая старая. Под метрополитен перестроена из линии скоростного трамвая, открытого ещё до войны. В основном идёт по верху и концами уходит в пригороды. 

В Стокгольме метрополитен называется Tunnelbana, так что на входах вместо буквы M ищите Т 

Напоминает Филёвскую в Москве

На каждой станции висит табло, показывающее время до прибытия не только очередного, но и следующего поезда по всем направлениям. Такого не хватает в нашем метро. Интересно, это только в СНГ показывается время с момента ухода предыдущего состава? Непонятно, почему у нас более важная информация "сколько осталось?" заменена на "когда ушел?". Интервалы между поездами 5-8 минут. Вечером можно ждать 20 и даже полчаса

Открытые станции похожи, но на многих есть что-то своё, оригинальное. На станции Skogskyrkogården, например, деревянные стол и стулья

В центре линия спускается под землю. Кстати, именно в центре самые неинтересные и обычные станции

Odenplan - единственная замусоренная станция метро. На других не встретилось ни фантика. Даже окраинные станции чистые. Увидев, что я снимаю кучу мусора, кто-то из шведов улыбался, а кто-то вздыхал и качал головой

Одна из самых любимых станций - Thorildsplan с оформлением от Huck Hultgren

Люди попадались нечасто, поскольку мы снимали метро поздно вечером, используя короткий день и вечерний мягкий свет для города

Интересно, что бы сказали про такое оформление у нас?

Дальше зелёная линия уходит в пригороды, станции там все открытые, друг на друга похожие и неинтересные. Следующая - синяя линия, самая молодая и крутая. 12. С зелёной на cинюю. Вот бы нам такие переходы на длинных участках! Более слабые не будут тормозить общий поток, а смогут передвигаться по траволаторам.  Случайно заснял погоню. В итоге впереди бегущий мужик успел на уходящий поезд, а догоняющий - нет. Выругавшись, остался ждать следующего

А вот, наконец-то, и поезд. Кнопку на дверях нажимать не нужно, открываются сами, но тормозят с открытием на 5-8 секунд

Внутри 

Ходят ещё более старые вагоны, где остановки объявляет машинист, но прокатиться на них не удалось. 15. Станция Kungsträdgården ("Королевский сад"), конечная синей линии в центре. Ещё одно сходство с нашей Филёвской, которая тоже заканчивается в центре "Александровским садом".

Но дальше сходства заканчиваются. Первоначальный проект предусматривал выход в самом парке с массовой вырубкой деревьев. Жители отстояли парк, приковывая себя цепями к деревьям, и власти были вынуждены изменить проект. Оформлена в античном стиле, но статуя больше напоминает Петра с пузом. Не любят его в Швеции)

Едем дальше. На Fridhemsplan тоже мини-музей

Solna centrum - одна из самых крутых

Красно-зелёная станция расписана рисунками на тему социальных проблем и охраны окружающей среды, актуальных в Швеции в 70-е годы прошлого века. Пока взрослые их решают, мальчик писает в сторону завода

Почему-то здесь же оказался Белый дом

И домики попроще

Грибник и улетающий самолёт

Толстяк в жёлтой шапке как раз опоздал на него. Теперь придётся попотеть

Elis Eriksson и Gösta Wallmark оформили станцию Hallonbergen в детском стиле

Получилось вот так

Под потолком парит слон 

А на самой платформе - классики

Конечная станция одного и двух направлений линии - Akalla 

Керамические картины, иллюстрирующие идеалы, жизнь или досуг, уж очень напомнили что-то советское. Женщины

Мужчины

Да, людей на станциях мало. На некоторых мы были вообще одни. Странное чуство, когда идёшь по метро, а шаги отдаются. 33. Другой "хвост" линии уходит в сторону станции Tensta. "Fraternite" означает "братство", на русский почему переведённое как "солидарность". Кстати, название говорящее. Tensta и окружающие станции расположены в районах, населённых мигрантами. Здесь живут африканцы, азиаты и выходцы из бывших республик Югославии

Тут попадалось чуть больше пассажиров, чем на других станциях, и все они были неевропейцами. С одним удалось разговориться. Парень постеснялся фотографироваться, но рассказал, что в Швецию приехал из Сомали. Говорил и про район. По его словам, все мигранты должны жить здесь. Приглашал в гости, но нам нужно было уже улетать. Жаль(

Сама же станция выполнена на тему зверей и птиц. Сюда бы Николая Дроздова)

А следующая - Rissne - оформлена в историческом стиле и как бы говорит проезжающим мигрантам: "Когда-то мы жили в одной какой-нибудь империи") 

Выбирайте любую)

Забыли историю? Не беда, пока ждёте поезд, можно вспомнить. С большими интервалами поездов можно уйти далеко в прошлое, до царя Давида)

Большинство станций построены в скалах. Некоторые красят и разрисовывают, а некоторые, как на Sundbybergs centrum, оставляют видимой горную породу

И наконец красная линия, построенная в 1960-х.  41. Станция Alby. Заяц и контроллёр?

Ещё фантазии художника Olle Ängkvist, оформлявшего станцию

Есть и более позитивный декор)

Станция Hornstull. Вот такими должны быть лавочки на каждой станции любого метро. Со спинками и в большом количестве 

Красная линия оказалась самой загадочной. И если рыбу на станции Östermalmstorg ещё можно опознать

То вот этот рисунок оказался более странным. Хотя кто-то мне говорил, что станция оформлена рисунками, символизирующими права жанщин во всём мире. Вот так)

На станции Stadion вспоминаем, что 100 лет назад в Стокгольме проходили Олимпийские игры. Для сборной России ту Олимпиаду назвать удачной нельзя - не выиграли ни одного золота, а в футбол проиграли Германии со счётом 0:16. Поражение до сих пор считается самым крупным

Выход есть

А дальше две станции Tekniska högskolan и Universitetet, офрмленные на научную тему

Едешь на экзамен - а тут тебе шпаргалка с призмой и разложением света. Удобно)

Берегите головы, может упасть яблоко. Как дедушке Ньютону. Дальше два пути - или больница, или Нобелевский музей, расположенный в центре города

Последствия Чернобыля. Ведь это именно из-за Европы про катастрофу сказали жителям Советского союза. Не фиксировали бы их приборы большие дозы радиации, вряд ли бы у нас рассказали об аварии. Были бы ещё издевательские велогонки в Киеве и парады, где дети дарили красным руководитеям цветы 

Печальные прогнозы

И любимые человечки

Закончим на Danderyds sjukhus

Снимать никто не мешает, хотя повсюду висят камеры. Полицейских патрулей не видели. Они просто так не ходят и не страдают от безделья, хотя и работают, когда надо. Парнень под наркотиками вышел из метро и не успел далеко уйти.

Ещё из интересных фактов - станции пересадок двухэтажные. Спустился-поднялся и ты уже на другой линии.