Не прошло и суток после предложения Общественной палаты провести проверку деятельности Московского метрополитена и заслушать доклад руководства общественного перевозчика о причинах непрекращающихся аварий, как в СМИ появились несколько публикаций, уверяющих читателей: столичная подземка работает без сбоев.
Как пишет «Независимая газета», «заявления СМИ и блогеров о том, что сбоев в работе столичной подземки становится больше, не соответствуют реальности». В «Российской газете» отмечается, что «ЧП в метро стали происходить в два раза реже» (именно так выглядит подзаголовок материала на главной странице сайта издания; в самой статье уточняется, что статистика приведена за три последних года). В «Вечерней Москве» пошли еще дальше, опубликовав материал, по стилистике напоминающий коллективные письма трудящихся советских времен. О встрече с журналистами, организованной в электродепо «Северное» (о ней же рассказывается в материале РГ), написано как о просьбе «приехать поговорить»; заканчивается же материал риторическим вопросом: кому, дескать, выгодно критиковать работу метрополитена. При этом благостная картина, описанная во всех трех материалах, на редкость диссонировала с действительностью, поскольку утром 25 сентября в движении поездов на серой ветке в очередной раз возникли «некоторые затруднения».
По мнению столичного депутата от партии ЛДПР Александра Сапронова, который обратил внимание на данный факт, происходящее является неуклюжей попыткой обелить репутацию руководства метрополитена на фоне череды скандалов. «Похоже, вместо того чтобы анализировать ошибки и реально исправлять ситуацию, чиновники решили улучшить работу на бумаге и обелить свой имидж», - поведал народный избранник корреспонденту «Ридуса».
В пресс-службе Департамента транспорта Москвы причастность ведомства к появлению публикаций оперативно подтвердить или опровергнуть не смогли даже после того, как по просьбе сотрудников им была выслана подборка ссылок на материалы. Комментарий столичного метрополитена также получить не удалось: номер мобильного, который продиктовали сотрудники пресс-службы, не отвечал.
Позицию народного избранника разделяют и в Общественной палате. Член ОПРФ Георгий Федоров уверен, проверка функционирования столичной подземки необходима, поскольку ее хозяйственную деятельность и эффективность необходимо держать под контролем. «Мы помним скандалы вокруг метрополитена, когда его возглавлял Гаев, - отмечает Федоров. - Под землей крутятся огромные деньги, там задействован очень серьезный бизнес, а глядя на то, что творится сегодня, складывается впечатление – многое из этого покрыто завесой тайны и незаконно».
Его коллега Денис Дворников согласен с данной оценкой ситуации и полагает, что возглавившая Счетную Палату Татьяна Голикова вполне может начать свою деятельность с проверки московского метрополитена. «По факту, сегодня метро – единственная крупная транспортная артерия города, - заявил общественник «Ридусу». - Любая ее закупорка – приводит к катастрофе, и поэтому нам надо четко и ясно представлять себе, что там происходит».
Дворников отметил, проверки деятельности столичного метрополитена должны проходить на регулярной основе, причем не только силами общественников, но и экспертов. «Необходимо понять масштабы убытков, причиненных городу предыдущим руководством метрополитена, подвести итог того, что мы сейчас имеем, разобраться в причинах непрекращающихся аварий. Московское метро должно быть прозрачным», - считает он.