Военное дело

Storm Shadow у границ РФ: как бороться с британской суперракетой?

6 9930

Несколькими днями ранее тактическая авиация ВСУ приступила к боевому применению британских малозаметных тактических крылатых ракет (КР) большой дальности Storm Shadow по тыловой инфраструктуре ЛНР. В первом случае удар пришелся по предприятию полимерных изделий «Полипак» и мясокомбинату «Милам», затем по бывшему зданию Луганской академии внутренних дел; 15 мая 2023 года Storm Shadow поразила один этаж бывшего Авиационного училища штурманов в Луганске.

Куда «смотрит» ПВО?

При всех трёх ударах средствами войсковой ПВО удалось перехватить лишь одну КР Storm Shadow, которая применялась не в связке с ложными целями — имитаторами ЭПР ADM-160B MALD. Остальные семь ракет достигли целевых объектов без серьёзного противодействия.

Возникает следующий вопрос: чем была обусловлена столь низкая эффективность Луганского позиционного района ПРО в противодействии перспективным британским крылатым ракетам? Ведь хорошо известно, что войсковые ЗРК «Тор-М2У», «Бук-М3» и ЗРПК «Панцирь-С1» обладают высочайшим потенциалом в перехвате высокоскоростных управляемых реактивных снарядов M31A1 GMLRS, обладающих малой ЭПР около 0,07 квадратного метра и скоростью полёта порядка 730–650 метров в секунду.

Ответ на этот вопрос кроется как в ещё меньшей радиолокационной сигнатуре ракет Storm Shadow и их низковысотном профиле полёта, так и вероятном отсутствии специализированных средств низковысотного радиолокационного обнаружения, приданных зенитно-ракетным дивизионам, формирующим «заслон» ПРО над Луганском.

Так, фюзеляжи крылатых ракет Storm Shadow отличаются наличием четырёх продольных рёбер и широким применением композиционных радиопоглощающих материалов, что снижает их эффективную отражающую поверхность до 0,01–0,03 квадратного метра. Радиолокационные комплексы наведения ЗРК «Тор-М2У» и ЗРПК «Панцирь-С1» «захватывают» подобные цели на удалении не более семи — десяти километров. На удалении 14 километров Storm Shadow может быть запеленгована оптико-электронным прицельным модулем 10ЭС1-Е зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1» по инфракрасной сигнатуре факела реактивной струи от двигателя ракеты.

ЗРПК «Панцирь-С1».© flickr.com

Более высокоэнергетические ПФАР-РЛС подсвета и наведения 9С36М войсковых ЗРК «Бук-М3» способны обнаруживать Storm Shadow на удалении до 25 километров и «захватывать» на дистанции 20 километров. Теоретически рассредоточение данных зенитно-ракетных комплексов и их радиолокационных средств на удалении 20–35 километров друг от друга должно было обеспечить полное перекрытие ракетоопасных направлений с предполагаемыми маршрутами прохода Storm Shadow. Но необходимо помнить и о ещё одной вводной — низковысотном профиле полёта данных ракет.

Низенько-низенько…

Маршевые участки траекторий полёта Storm Shadow пролегают в высотном диапазоне 70–50 метров, что заметно осложняет вероятность их обнаружения и «захвата» посредством штатных радаров подсвета и наведения. Так, дальность обнаружения Storm Shadow радарами подсвета 9С36М, размещёнными на самоходных огневых установках 9А317М, не превышает 27–30 километров на равнинной местности (в связи с фактором радиогоризонта) и может быть ограничена 10–15 километрами на участках местности, изобилующих холмами, возвышенностями и лесистым ландшафтом.

Как следствие, в случае оптимизации маршрута полёта Storm Shadow с учётом особенностей рельефа вероятность перехвата может быть снижена на порядки. И это не говоря уже о параллельном применении совместно со Storm Shadow ложных целей — имитаторов ЭПР ADM-160B MALD, которые могут осуществлять постановку радиоэлектронных помех приёмным трактам РЛС наших ЗРК и перенасыщать их целевую канальность методом имитации ЭПР ракет Storm Shadow (для этого приманки MALD оснащены специализированными программируемыми линзами Люнеберга, способными варьировать собственную радиолокационную сигнатуру).

Комплекс «Бук-М3». © mil.ru

Для нивелирования низковысотных маршрутов траектории британских ракет все наши ЗРК «Бук-М3» должны быть в срочном порядке дооснащены отдельными радарами подсвета 9С36М на «локтевидных» вышках высотой 21 метр, частично компенсирующих сложный рельеф местности и лесные массивы. Аналогичные меры должны быть приняты и в составе зенитно-ракетных дивизионов С-300ПМ2, а также С-400, у которых радары подсвета 30/92Н6 могут быть подняты на 38,8-метровые универсальные вышки 40В6МД.

Что же касается идентификации крылатых ракет Storm Shadow на фоне применения ложных целей ADM-160B, то отличную службу могут сослужить оптико-электронные прицельные комплексы 10ЭС1-Е, интегрированные в системы управления вооружением зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1», и вспомогательные тепловизионные визиры ЗРК «Тор-М2У».

ЗРК «Тор-М2У».© mil.ru

Истребители и цветовая палитра

Всё дело в том, что инфракрасная сигнатура факелов реактивных струй турбореактивных двигателей ракет Storm Shadow примерно в 15 раз превосходит оную у лёгких ложных целей ADM-160B, поскольку тяга двигателей Storm Shadow составляет 600 килограмм-сил, а ADM-160B — всего 25–30 килограмм-сил. Следовательно, инфракрасная засветка от британских крылатых ракет будет разительно отличаться от присутствующих в ракетном наряде американских ложных целей.

Также в обнаружении, идентификации и перехвате Storm Shadow могут быть задействованы истребители Су-30СМ1, Су-35С и Су-57, способные обнаруживать британские ракеты посредством квантовых оптико-электронных комплексов ОЛС-УЭМ, ОЛС-35 и ОЛС-50М на удалении от 30 до 50 километров. После обнаружения может быть осуществлён перехват ракетами РВВ-МД (Р-74М) и РВВ-СД (Р-77-1).