Стремительное развитие искусственного интеллекта открывает перед предприятиями заманчивую возможность повысить производительность и результативность. В этом году в Давосе стало модным понятие FOBO* (от английского fear of becoming obsolete — страх устареть). Но пока генеральные директора борются со своим синдромом упущенной выгоды и спешат внедрить новуюё технологию, их сотрудники сталкиваются с другой стороной революции в области ИИ: они боятся потерять работу.
Согласно недавнему опросу Gallup, 22% работников в США опасаются, что их рабочие места устареют из-за развития технологий. В 2021 году в этом признавались лишь 15% респондентов.
Президент Сингапура Тарман Шанмугаратнам предупредил о надвигающемся глобальном кризисе в сфере занятости и призвал правительства и работодателей постоянно инвестировать в работников, чтобы увеличить шансы на то, что искусственный интеллект не перечеркнет, а дополнит их навыки.
Лидеры бизнеса должны быть так же заинтересованы в удвоении инвестиций в инициативы по повышению квалификации, как и в приобретении новейших инструментов искусственного интеллекта, сказал Business Insider эксперт по рынку труда Равин Джезутасан.
«Просто предоставив людям доступ к чату GPT, вы не получите отдачи», — уточнил он.
По словам эксперта, уровень внедрения, как правило, низок, когда работникам просто вручают инструмент. Компании должны сделать обязательным обучение навыкам работы с ним и выделять для этого время в течение рабочего дня, чтобы стимулировать вовлеченность. Но они также должны подходить к обучению персонала стратегически.
Джесутасан объяснил, что реальный возврат инвестиций достигается путем точного определения того, какую работу заменит ИИ. Затем работодатели могут взять высвободившихся работников, оценить, какие новые навыки им нужны, переобучить и задействовать их с этими навыками, чтобы стимулировать больший рост.
Технический директор индийского технологического гиганта Infosys Рафи Тарафдар рассказал изданию, что его компания добилась больших успехов благодаря собственной платформе обучения. Infosys обновила систему, включив в нее курсы Gen AI, и разработала программу поощрения, которая вознаграждает сотрудников за прохождение модулей.
По словам топ-менеджера, сотрудники тратят на обучение на платформе в среднем 30 минут в день. Платформа работает в режиме реального времени: «Если сотрудник хочет учиться в любое время, в любом месте, на любом устройстве, у него должен быть доступ к ней».
По словам Джезутасана, FOBO может стать особой проблемой для сотрудников на старших позициях. Они могут делегировать задачи секретарю или команде, а не искусственному интеллекту, и, возможно, в течение 20 лет не получали никакой существенной технической подготовки. По мнению эксперта, в этом случае эффективным будет подход «обратного наставничества», когда более зрелые работники объединяются с молодыми, которые могут лучше разбираться в современных технологиях.
Но дело не только в цифровых навыках, добавил Джезутасан. По его словам, молодое поколение также обладает трансверсальными навыками и иным мировоззрением, что пригодится в будущем с использованием искусственного интеллекта.
«Они выросли в гораздо более изменчивом мире. Они не могли позволить себе роскошь сказать: „Я всю жизнь буду инженером“», — пояснил эксперт.
Но, в конечном счете, людям придется мотивировать себя, чтобы избежать увольнения, сказал эксперт по будущей работе. «Каждый из нас должен по-настоящему заставить себя проявлять любопытство, — заключил он. — Компания может предоставить ресурсы, пространство для переподготовки и повышения квалификации, но на самом деле стимулом к переменам должен стать сам человек».
____________
* У аббревиатуры FOBO есть другое значение, от английского fear of better options: боязнь сделать неправильный выбор, постоянное ощущение, что должен быть вариант лучше и выгоднее. Это затрудняет принятие решений.