Пекин меняет отношение к Венесуэле, которой в последние годы предоставил в долг порядка $60 млрд, сообщают «Ведомости». Ожидается, что Каракас больше не получит китайских займов и инвестиций.
Поднебесную не устраивает то, что находящийся на грани краха режим Николаса Мадуро оказался неспособен платить по своим обязательствам, а также угрозы и опасности, которым подвергаются представители Китая в Венесуэле. Так закончился стратегический альянс между Китаем и Венесуэлой, выстраиваемый Пекином на протяжении 10 последних лет.
Напомним, что одним из стратегических направлений китайской глобальной экспансии является инвестирование в слаборазвитые сырьевые страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью получения эксклюзивного доступа к различным видам сырья. Одной из таких стран и являлась Венесуэла, превратившаяся в очередную «бензоколонку» Китая. Пекину импонировало то, что Венесуэла обладает одними из крупнейших в мире запасов нефти, а также то, что ею долгое время руководил Уго Чавес, почитавший Мао Цзэдуна и желавший противостоять влиянию США в латиноамериканском регионе. Какое-то время китайская сторона пыталась выстроить отношения и со сменившим Чавеса на посту президента Николасом Мадуро.
Как отмечают «Ведомости», с 2008 года китайский государственный банк China Development Bank (CDB) предоставил Венесуэле по различным договорам примерно $37 млрд, став одним из ее крупнейших кредиторов и обеспечив финансовую поддержку режиму Уго Чавеса и его преемника Николаса Мадуро. В свою очередь Венесуэла должна была ежегодно поставлять в Китай значительные партии нефти. Однако после серьезного ухудшения экономической ситуации в Венесуэле из-за падения мировых цен на нефть и бездарного руководства страной Николасом Мадуро китайские кредиторы оказались в весьма неоднозначной ситуации. По данным МВФ, ВВП Венесуэлы в 2015 году сократился почти на 6%, а в этом году снижение составит еще 10%. Валютные резервы страны находятся на минимальном за 13 лет уровне и составляют $11,8 млрд.
Ко всему этому добавилась и еще одна проблема, связанная с безопасностью китайских представителей на территории Венесуэлы. Эти люди, давно занимающиеся в Венесуэле торговлей или работающие в сфере экспорта нефти, все чаще становятся жертвами грабителей и похитителей. В сползающей к голоду стране работающие там китайцы становятся едва ли не символом благополучия, и как следствие — криминальных посягательств. Все это вместе подтолкнуло китайские власти и компании резко сократить отношения с Венесуэлой, снизив объем инвестиций практически до нуля.
«Венесуэла
— страна-банкрот, — говорит вице-президент Золотого
монетного дома Алексей Вязовский. — Ее государственные финансы находятся
в ужасающем состоянии, гиперинфляция убивает любые зачатки экономического роста,
и продолжать кредитовать правительство, которое допустило подобное, пусть даже
и под залог нефтяных доходов (которые, кстати, продолжают быстро падать) — верх
неразумности. Скорее всего, Китаю придется списать часть кредитов, впрочем,
многое будет зависеть от того, удастся ли Мадуро остаться у власти».
К несчастью венесуэльцев, Мадуро оказался крайне слабым и неспособным президентом, и хотя нынешний экономический и политический хаос в стране — заслуга не только его бездарного правления, но и целого ряда внешних причин, ответственным за ситуацию станет, безусловно, он.
Неудивительно, что зарубежные страны-партнеры и инвесторы уже давно пытаются проследить, когда закончится путь во власти Николаса Мадуро и кто придет ему на смену.
Более того, те же китайцы уже пытаются навести связи с будущими государственными лидерами Венесуэлы, чтобы продолжить развитие прежних тем.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на осведомленные источники, с февраля минимум трое венесуэльских оппозиционеров, а также экономисты и консультанты из нефтяной отрасли ездили в Пекин по приглашению Коммунистической партии Китая, чтобы обсудить создание переходного правительства и план восстановления экономики.
Это может означать, что китайская сторона больше не готова работать с ныне действующим президентом страны, а оценивает тех, кто уже готовит ему замену. В Пекине понимают, что единственным условием, при котором ему удастся вернуть хотя бы часть вложенных средств, является демонтаж приведшего к хаосу, венесуэльского социализма и начало экономических реформ.
«И старому, и новому правительству не избежать серии дефолтов, — говорит Алексей
Вязовский. — Но в случае начала реформ есть хотя бы какие-нибудь шансы вернуть
часть кредитов. Им нужен любой, кто вернет в страну бюджетную дисциплину и сможет
обуздать гиперинфляцию. Только тогда заемщики смогут хотя бы частично (скорее
всего, после реструктуризации) надеяться вернуть часть кредитов».
В случае же сохранения власти за Мадуро, которое может осуществиться в том числе и силовым путем, своих денег китайские инвесторы могут не увидеть больше никогда.