Кино

Странные люди: как выглядит мир в отражении «Зеркала»

1 879

Евгений Цымбал на Международной научной конференции "Феномен Андрея Тарковского в интеллектуальной и художественной культуре" в рамках кинофестиваля "Зеркало". Фото предоставлено BOKOVFACTORY

В Плёсе и в Иваново продолжается кинофестиваль «Зеркало», фильмы которого в той или иной степени отдают дань памяти нашему великому соотечественнику Андрею Тарковскому. Фильмы разные – но все про людей, пытающихся найти себя в этом мире.

«Цвет хамелеона» (Болгария, реж. Емил Христов) – ёрническая история последних лет советского режима, откровенно издевающаяся над многими штампами как того времени, так и шпионских фильмов, к числу которых по внешним признакам принадлежит. В 1989-м году интеллигентного студента вербуют органы. Взяв себе псевдоним Марципан, он должен внедриться в молодёжную группу, вроде как пестующую антикоммунистические идеи («Те, кто что-то скрывает, должны быть под наблюдением»). Ему же самому куда интереснее разрабатывать тему «Как тайная полиция может работать в космосе» - против которой, однако, его опекун решительно восстаёт. В связи с чем их пути довольно скоро расходятся – как информатор герой признан негодным. Только вот тут и начинается самое интересное: руководствуясь некими своими соображениями, Марципан «создаёт» (придумывает) свой собственный «отдел» - особо внимание якобы уделяющий сексуальной жизни населения и заботящийся об его «организованных оргазмах». Представляясь резидентом то КГБ, то ЦРУ, то МИ-6, этот «шпион» ловко вербует ту самую раскрепощённую молодёжь и ведёт хитрую игру, которая однажды даст весьма неожиданные результаты.

Международная научная конференция "Феномен Андрея Тарковского в интеллектуальной и художественной культуре" в рамках кинофестиваля "Зеркало". Фото предоставлено BOKOVFACTORY

В картине нашлось место и бюстикам Ленина и Сталина, и знаменитому брежневскому поцелую, на котором Марципан учится гравировке (шпионскую деятельность он совмещает с работой в типографии). Получается такой «социалистический нуар» (по выражению отборщика фестиваля Андрея Плахова), болгарский «Джеймс Бонд» - лишённый эффектных погонь и перестрелок, но обильно приправленный специфическим юмором. Взять хотя бы для примера самое начало фильма, в котором многословно обсуждается онанизм героя – на тот момент ещё подростка (пристрастие пагубное, но именно оно помогает юноше избежать службы в армии). Дальше – больше. Только вот жаль, что на два часа действия запала и джеймсбондовской лёгкости у авторов картины не хватило – в результате чего досматриваешь картину уже с заметным трудом. И «Цвет хамелеона» так и не перерастает из любопытного, но прикола, в нечто более содержательное.

Другой фильм конкурса, который вполне можно причислить к разряду «зрительского кино», - «Мир принадлежит нам» (Бельгия, реж. Стефан Стрекер). В нём два героя: один – молодой футболист, которого тренер никак не выпустит на поле, предпочитая держать на скамейке запасных; второй – вор, то выхватывающий сумочки у женщин, то угоняющий дорогие машины. Иногда они вместе тренируются, но внимание автора направлено не на их дружбу, а на то, как по-разному складывается их судьба. У спортсмена в перспективе – блестящая карьера (если повезёт и если он сам будет к ней стремиться), его приятель идёт по бандитской стезе, ежедневно рискуя провести дальнейшие годы в тюрьме. Но режиссёр не хвалит, не осуждает – а сочувственно наблюдает, постепенно приближая нас к трагическому финалу (заявленному уже в первых кадрах).  

Международная научная конференция "Феномен Андрея Тарковского в интеллектуальной и художественной культуре" в рамках кинофестиваля "Зеркало". Фото предоставлено BOKOVFACTORY7

Судьбы молодых – благодатная тема: всё ещё впереди, мир вокруг полон надежд, есть из чего «слепить» фильм. Чувствуется желание создателей картины отобразить в кадре жизнь во всех её красках – чему способствуют многочисленные персонажи, появляющиеся то в центре сюжета, то на его периферии, мельком. К числу вторых относятся печальный бармен без носа, улыбчивая девочка-негритянка в трамвае, меланхоличный гитарист в метро – и даже носорог, неожиданно и без каких-либо объяснений переходящий перед героем дорогу. Более важные партии - у отца футболиста, врача «скорой помощи», подверженного лихорадке азарта; у старшего товарища вора, дающего несколько важных советов перед выходом на дело («Копы не бьют так сильно хорошо одетых людей»); у соцработника, в которую влюблён воришка (её, кстати, играет Динара Друкарова, в прошлом году бывшая членом жюри «Зеркала»). В какой-то момент режиссёр объединяет всех их в музыкальном номере, заставляя подпевать одной песне - приём шаблонный, но работающий.

Международная научная конференция "Феномен Андрея Тарковского в интеллектуальной и художественной культуре" в рамках кинофестиваля "Зеркало". Фото предоставлено BOKOVFACTORY

Но к финалу картина откровенно скисает, не находя для себя путей дальнейшего развития. И становится даже жаль, что и этот автор не прыгает выше довольно усреднённой планки – представляя довольно ладную (пусть и не без грехов) зарисовку, но не заглядывая глубже (или заглядывая, но безрезультативно).

Куда сложнее воспринимать и даже описывать ленту «Солдат Жаннетт» (Австрия, реж. Даниэль Хёсль) – фильм, сделанный под заметным влиянием Ульриха Зайдля (автор картины работал у него ассистентом на «райской» трилогии) и победивший ранее на кинофестивале в Роттердаме (где любят кино радикального толка). Фанни – более чем обеспеченная дама бальзаковского возраста, ведущая довольно странный образ жизни, а потом и вовсе решающая начать всё сначала. Она занимается восточными единоборствами, ходит в тренажёрный зал, выбрасывает только что купленные вещи в мусорный бак, отправляя туда затем и мобильник. Она отказывается покупать билет в поезде и не платит штраф, а позже берёт в автосалоне на тест-драйв автомобиль. За неуплату её выселяют из шикарной квартиры, где она прожила двадцать лет, но в ночном лесу благородная дама сжигает в костре до неприличия гигантскую сумму. В итоге дорога выводит её на фермерское хозяйство с коровником, свинарником и курятником – куда она спокойно «вписывается», полностью отринув своё прошлое. Зачем, для чего, какие мотивы – без объяснений, читайте между строк (или между склейками этого «разорванного» повествования, собранного из разрозненных фрагментов бытия). Но подобное чтение требует как особого умения, так и невероятного терпения – чему, впрочем, и учил в своих фильмах Тарковский.

Художественный музей города Иваново, в котором выставлен архив Андрея Тарковского. Фото предоставлено BOKOVFACTORY

«Delirium» (Украина-Чехия, реж. Игорь Подольчак) – тягостный фильм, снятый с любовью к крупным расфокусированным планам и неестественному звуку, был показан на украинском языке без перевода на русский, что освобождает нас от необходимости пересказа его сюжета. Оно и к лучшему. Вспомним об этом «экстремальном артхаусе» (снова Плахов) теперь лишь в том случае, если он получит от жюри главный приз. А он имеет все шансы.

Архив Андрея Тарковского в городе Иваново. Фото предоставлено BOKOVFACTORY

Марина Тарковская на открытии выставки, на которой выставлен архив Андрея Тарковского, в городе Иваново. Фото предоставлено BOKOVFACTORY

Марина Тарковская на открытии выставки, на которой выставлен архив Андрея Тарковского, в городе Иваново. Фото предоставлено BOKOVFACTORY

Павел Лунгин, Алексей Кудрин и Алексей Боков на открытии выставки, на которой выставлен архив Андрея Тарковского, в городе Иваново. Фото предоставлено BOKOVFACTORY

Открытие выставки, на которой выставлен архив Андрея Тарковского, в городе Иваново. Фото предоставлено BOKOVFACTORY

Кинофестиваль "Зеркало". Фото предоставлено BOKOVFACTORY

Алексей Герман-младший и Светлана Кармалита представляют фильм Алексея Германа "Хрусталёв, машину" на кинофестивале "Зеркало". Фото предоставлено BOKOVFACTORY

Показ фильма "Хрусталёв, машину!" на кинофестивале "Зеркало". Фото предоставлено BOKOVFACTORY

Показ фильма "Хрусталёв, машину!" на кинофестивале "Зеркало". Фото предоставлено BOKOVFACTORY

См. также:

«Фестиваль Тарковского наградил Германа»