Кино

Страшнее волков только люди: рецензия на триллер «Бешенство»

0 15641

Хоррор с элементами драмы в декорациях суровой русской зимы? Это уже звучит интересно. Занесенные снегом лесные пустоши всегда неплохо смотрелись в остросюжетных картинах (вспоминаем «Замерзших», «Схватку», «Выжившего» — или отечественный «Отрыв»). В русском кинематографе грамотный триллер — все еще зверь достаточно редкий, поэтому любой новый эксперимент привлекает к себе внимание.

История закручивается зимой в заснеженной тайге. Игорь — мужчина в годах — привозит в глухую алтайскую деревеньку своего сына Вовку, законченного наркомана, вновь подсевшего на запрещенные вещества. Игорю грозит тюремный срок за прошлые грехи, поэтому тот решает во что бы то ни стало вытащить сына из губительной петли. Но в тщательно продуманный план врываются волки, заразившиеся бешенством, готовые убить любого из жажды крови.

В борьбе за ребенка придется использовать все средства.©️ Вольга

Зачастую фильмы ужасов страдают от излишней непродуманности сюжета и слабой актерской игры. В новом фильме от создателя «Чебурашки» (в данном случае звучит, как каламбур какой-то) эти аспекты проработаны на должном уровне. Оно и понятно — все-таки первым жанром у «Бешенства» значится триллер. И выстроен он на удивление толково: здесь вам и скримеры в лучших традициях «Обители зла», и давящая атмосфера безысходной зимней пустоши, и напряженные экшен-сцены. Такого от режиссера, который до этого работал исключительно в комедийном жанре, попросту не ожидаешь. Дмитрию Дьяченко — респект.

Несмотря на то, что завязка и сама идея кажутся уже не раз воплощены Голливудом, фильм с самого начала берет именно аутентичным, «русским» колоритом. Да, некоторые операторские решения (в частности, «перевернутое» вступление) явно вдохновлялись большим зарубежным кино, но во всем остальном чувствуется та самая «загадочная русская душа» с глухой деревенькой, пацанами на салазках и суровыми гром-бабами в косынках и валенках.

Забавно то, что самым интересным в фильме становится не противостояние человека и природы, а проблема отцов и детей, которая здесь подана как нельзя эмоционально и реалистично. Мы видим отца, который готов на все, лишь бы спасти сына, а сын готов на все, лишь бы получить очередную дозу. Здесь нужно отдать должное Всеволоду Володину — молодой актер выдал до жути правдоподобный образ, который наглядно показывает, каким горем оборачивается наркоман в семье.

Всеволода Володина можно смело назвать большим открытием после выхода этого фильма.©️ Вольга

Вообще, актерская игра здесь неожиданно хороша, как и тот факт, что в «Бешенстве» просто не нашлось места картонным персонажам. Каждый чем-то да цепляет. Алексею Серебрякову досталась возможность показать родительскую любовь в самых неожиданных проявлениях. Вы смогли бы приковать собственного ребенка цепью к кровати ради его же блага? Суровый и правильный мужик, сам не без греха, но все понимают, ради чего делается каждый его шаг.

Так, например, Евгений Ткачук, у которого просто дар играть не самых приятных личностей, здесь представляет собой достаточно циничного служителя закона, при этом не лишенного сострадания. Александру Устюгову выпала роль куда более простая, но тем его персонаж и запоминается — должны же быть люди, чьи ценности идут в противовес бездушному цинизму окружающих. Было очень неожиданно увидеть звезду «Ворониных» Георгия Дронова, но похоже, триллер стал интересным экспериментом для всех в нём поучаствовавших.

Похоже, у Евгения Ткачука фактура такова, что позволяет отыгрывать неоднозначных героев очень убедительно.©️ Вольга

Сами схватки с волками (и сюрприз — с медведем!) смотрятся динамично и на редкость реалистично. На реализм вообще сделан большой упор. У героев нет бесконечных патронов и умения четко посылать каждую пулю точно в цель. Если волк впивается в человека, только чудо или прочная куртка уберегут от серьезных ран. Наркоман, который борется за дозу — это человек, у которого больше нет души. Фильму не нужны громогласные девизы, он обходится наглядностью, которая вопит громче любых лозунгов.

Учитывая построение действия, предугадать следующие шаги героев или финал картины просто не представляется возможным. И в этом большой плюс — играя на непредсказуемости, каждая новая потеря бьет по зрителю, напоминая о том, что никогда не знаешь, можно ли выйти победителем из такого противостояния. Единственное, что иногда бросается в глаза — достаточно топорная графика волков и медведя в некоторые моменты. Резкий монтаж призван был это замаскировать, но зоркий глаз насмотренного киномана ничем не обманешь. Чувствуется, что бюджета в какой-то момент просто не хватило, а жаль. Хотя и сейчас фильм было бы не стыдно продать на экспорт.

Финал картины одновременно хочется назвать и сильным, и эмоциональным, и в то же время — притянутым за уши. Вот вроде бы весь фильм топили за реализм, местами даже достаточно жёстко, но в итоге у нас тут вроде как хэппи-энд — хотя и с натяжкой. И как только хочется начать за это ругать, тут же вспоминаешь, как часто российские киноделы в своих финалах отбирают надежду на что-то светлое. И тут понимаешь — лучик солнца в конце был обязательно нужен. Из кинотеатра будете выходить с определенной загруженностью, но все же желанием жить, за что создателям отдельное спасибо.

Что мы имеем в итоге? «Бешенство» выступило выше ожиданий, преподнеся зрителю интересную смесь жанров, хорошую игру актёров и напряженное действо. Отделаться от ощущения, что можно было бы сделать куда лучше, конечно, не оставляет — но это не делает фильм плохим. Это динамичное, очень вдумчивое и эмоциональное кино, которое на просторах отечественного кинематографа встретишь не часто. Радует тот факт, что режиссеры и студии не боятся делать шаги в сторону качественного хоррора/триллера и снимают такое кино.

«Бешенство» — в кино с 23 февраля.