Религия

Страсти Чаплиновы

12 1839

Отношение к фигуре патриарха, проблематика морально-этических ценностей, пресловутые «обнаглевшие священники» и не менее ходульные образы «атомного православия» — все это было и остается в арсенале идеологического противостояния росту влияния традиционных конфессий и православной церкви в частности.

Произошедшее накануне увольнение с должности председателя синодального отдела по взаимодействию с обществом протоиерея Всеволода Чаплина и последовавший за этим событием молниеносный «каминг-аут» отца Всеволода на специфическом во всех отношениях телеканале «Дождь» продемонстрировали нам всем ту меру морального релятивизма, которая поразила даже казалось бы эталонных представителей ведущей христианской конфессии страны.

Начать стоит, пожалуй, с развенчания особого конспирологического дискурса, которым всегда сопровождается процесс устранения медийно-значимых фигур, особенно в структуре православной церкви.

Как говорят практически все независимые наблюдатели, вопрос об упразднении синодального отдела, который возглавлял Чаплин назревал давно, так как в патриархии понимали нецелесообразность существования дублирующих структур.

То есть, решение по увольнению Чаплина было во многом обусловлено аппаратными причинами и необходимостью оптимизировать структуру.

Тут есть еще один важный момент, о котором как бы «забывают» все комментаторы, в той или иной степенью «рукопожатности». Дело в том, что отец Всеволод, не является эдаким церковным чиновником в вакууме, он не в ватиканской коллегии кардиналов служит. Господин Чаплин возглавляет один из московских приходов, является настоятелем храма и в общем-то — обычным священником. Которому патриархия, в нагрузку дала еще и синодальный отдел, по принципу — «каждый несет тот крест, что ему по силам». А значит, вовсе не по-христиански идти на светское и явно недружественное Церкви телевидение и там высказываться по вполне политическим вопросам, весьма далеким от вопросов спасения души и морального совершенствования человека.

Тем более, что возглавлять объединенный синодальный отдел по связям с общественностью и СМИ будет известный церковный если так можно выразиться «медиа-менеджер». Легойда человек светский, вхожий как в академическую (будучи профессором МГИМО), так и журналистскую среду, и выполнять функции коммуникатора между Церковью и обществом сможет гораздо эффективнее, чем отец Всеволод, занимавший по некоторым вопросам довольно крайнюю позицию, вызывавшую отторжение в том числе и внутри самой православной церкви. И решение патриарха и Священного Синода тут вполне обосновано и правильно, так смешение разных функций не принесло бы православному сообществу никакой пользы. Священнику нужно заниматься спасением душ и окормлением паствы, а профессиональному журналисту — взаимодействию со СМИ и продвижению православной повестки в широкие слои общества.

При этом, стоит отметить, что тот же патриарх Кирилл, которого теперь отец Всеволод называет чуть ли тираном и церковным деспотом, всегда помогал и прикрывал Чаплина, даже когда некоторые его высказывания шли откровенно вразрез с позицией зарубежных представителей христанских церквей, к примеру в случае с объявлением Чаплиным операции, ведущийся российскими ВКС в Сирии «священной войной», что крайне возмутило сирийских христиан. Теперь же вместо благодарности патриарху за совместную работу, Чаплин как-то по-мелочному, склочно ему мстит. Действие недостойное священнического сана.

Ну, а последние эпатажные медийные шаги отца Всеволода наглядно демонстрируют тот факт, что никакого смирения в нем нет. Еще не успели ленты информагентств разнести весть о его отставке, как Чаплин пошел по студиям либеральных каналов и газет. Договорился в итоге, недавний поборник консервативных ценностей, до того, что «отсутствие гласности и идейной свободы приведет Россию к катастрофе». Я вот не знаю, как это называется в церковной среде, но в среде светской это именуется моральной нечистоплотностью. Фактически Чаплин предстает в образе эдакой православной Леси Рябцевой, внедренной либералами в ряды церкви с целью ее дискредитации.

Кликушество Чаплина и его стремление стать своим в либеральной тусовке выставляют его на посмешище и тем самым подтверждают правильность принятого патриархией решения. Священник, мечущийся в поисках медийной славы вряд ли достоин возглавлять синодальный отдел, и опыт учит тому, что после того, как либеральные СМИ выкачают все необходимые им информационные гешефты, отец Всеволод канет в небытие, пополнив несчетное количество критиков и «погребателей» России и православия. Критиков тех уж давно и прах развеялся, а Россия и Церковь как стояли, так и стоят.