Окончательная редакция судьбоносного для цифровой политики России документа, «Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017—2030 годы», отправлена на рассмотрение Совета Безопасности РФ, после чего будет утверждена президентом России.
Как ранее писал «Ридус», ведущие специалисты российской IT-отрасли высоко оценили положения документа, назвав Стратегию краеугольным камнем «цифровой экономики» страны.
Управляющий партнер и генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», признанный эксперт в области информационных технологий и интернет-маркетинга Игорь Ашманов по просьбе «Ридуса» прокомментировал наиболее заметные положения Стратегии и поделился мыслями о том, что ждет российский интернет в ближайшем будущем.
Больше никаких фейспалмов
«Отрадно, что теперь представители индустрии, профессионалы в информационных технологиях и те, кто написали эту Стратегию, разговаривают на одном языке», — отмечает Игорь Ашманов, комментируя документ. По словам эксперта, у него впервые за долгое время нет абсолютно никаких замечаний к сказанному в Стратегии:
Раньше было как: вылезает депутат на трибуну, открывает рот поговорить — хватаешься за голову, даже если он говорит, по сути, правильные слова. Язык, уровень понимания такой, что попросту неловко за него. А в Стратегии употребляются правильные термины, более того, в конце сделана попытка создать глоссарий — к нему могут быть претензии у тех, кто много занимался лексикографией, как я, например, но это в принципе хорошо: он написан правильным для технологической отрасли языком.Раньше ни суды, ни следователи, ни законодатели не понимали в информационной сфере ровным счетом ничего, вспоминает Ашманов. «Мой партнер, профессиональный лондонский адвокат, говорил три года назад: „Можно считать, что никто не понимает в информационных технологиях — в вашу сферу никто не лезет“. Сегодня это время кончилось. Следователи, дознаватели, судьи, чиновники — все все понимают, говорят на одном языке».
Большой нации — большие данные
В уходящем году очень активно обсуждалась концепция больших данных. По мнению Ашманова, очень важно, что эта тема попала в «Стратегию развития информационного общества в РФ на 2017—2030 годы».
Пользовательские данные должны быть собственностью нации. Это как нефть: она тоже не является собственностью государства, это собственность нации. Но кто может помешать, например, контрабанде полезных ископаемых? Только государство. С большими данными та же история — это те же полезные ископаемые, недра, которые лежат где-то внизу, а люди не контролируют, что с ними происходит. Сам по себе пользователь защитить свои данные не может, защищать их должно государство.«Дело не в том, что большие данные — это большие риски: это прежде всего большие возможности. Тот, кто научится их правильно обрабатывать, кто разовьет технологии анализа больших данных, тот и будет на коне», — продолжает Ашманов.
«Та же история и с транспортом — эффективность повышается на десятки процентов только за счет учета и с электричеством: были эксперименты с системами управления мощностью при помощи искусственного интеллекта — тогда потребление падало процентов на 30», — отмечает эксперт.
Аналоговые сигналы чиновникам
В Стратегии есть очень интересная оговорка о сохранении традиционных форм доступа к информации и традиционных услуг, отмечает Ашманов. По его словам, сделана она для того, чтобы чиновники, которые прочтут этот документ, не решили, что теперь им нужно все оцифровать и перестать доставлять почту в условный «Усть-Урюпинск».
У нас эти традиционные формы обслуживания населения никуда не денутся еще лет 20: не сможет Ростелеком провести интернет туда, где мост в прошлом году смыло.«Эта оговорка определяет, почему нельзя приватизировать "Почту России": если ее отдать в частные руки, она начнет очень быстро доставлять посылки из Китая в большие города, все будут счастливы следить по трекеру за быстрым перемещением посылок, но в Верхнюю Пышму посылка просто не будет поставляться, потому что это не может окупаться, это исключительно социальная нагрузка», — напоминает эксперт.
Борьба за суверенитет
Среди способов защиты информационного пространства в Стратегии упомянута довольно интересная, по мнению Ашманова, вещь: равные условия для отечественных разработчиков.
Когда мы говорим о равных условиях конкуренции, это такое высказывание в русле общих либеральных ценностей, но по сути оно означает следующее: информационные гиганты в нашей стране имеют гораздо лучшие условия, чем отечественные. Наши подчиняются российским законам, хранят данные здесь, могут быть лишены лицензии, а западные просто не слушаются.«"Фейсбук" просто не имеет представительства и якобы не ведет здесь бизнес (хотя на самом деле ведет, конечно). "Гугл" имеет представительство, но, как мы видим, решение ФАС он просто не выполняет, а те штрафы, которые суд обязывает выплачивать, для "Гугла" — ничтожные деньги, просто ноль, ведь он зарабатывает сотни миллионов долларов в год в России. Да он может каждый месяц этот штраф платить, это ничего не изменит», — констатирует Ашманов.
Стратегические цели
«Прошлая программа была более конкретной, — напоминает Ашманов. — Она говорила о том, что нам нужно везде протянуть каналы и сделать информационную инфраструктуру. Но ничего не говорилось о том, какое содержание должно быть у этого информационного потока».
«Нынешняя Стратегия не о том, что нужно просто всем дать канал и необходимые устройства, а о смысле, о семантике поверх инфраструктуры. Да, она более расплывчата — семантику нельзя таким образом проектировать: через десять лет все были сознательные, вели себя хорошо в интернете и зарабатывали деньги в цифровой экономике. Ну как ты это спроектируешь? Как заставишь людей идти в эту экономику? Надо создавать условия», — отмечает эксперт.
Практическое применение
В Стратегии много сказано про институты развития. По мнению Ашманова, государство может помогать отрасли не только прямыми финансовыми вливаниями: «Например, необходимо строить data-центры и бесплатно или по академической лицензии предоставлять вычислительную мощность студентам и аспирантам, а бизнесменам — по дешевке».
Например, обработка больших данных кардинально отличается от работы с обычными данными: ты должен выявлять знания, глядя на всю совокупность, а не на отдельные кусочки. Для этого нужны сами данные, вычислительная мощь и правильные алгоритмы. Представим стартап с гениальной идеей по обработке больших данных. С алгоритмами все в порядке — у нас математиков много. Но маленькому стартапу нужно откуда-то взять сами данные и обзавестись вычислительной мощью.К примеру, такой стартап может договориться с лабораторией больших данных в Фонде развития интернет-инициатив (ФРИИ), чтобы он сгрузил все данные о социальных сетях — это 60 миллионов сообщений в день, три миллиарда лайков.
«Нам не жалко — эти данные уже спустя 20 минут никого на бирже не интересуют, наша задача — видеть сети в реальном времени, — отмечает Ашманов. — Но для работы их можно выгрузить, чтобы с ними экспериментировать. Подобный договор у нас с Томским университетом: там есть лаборатория больших данных, мы им отдаем данные, там пишут диссертации, анализируют, в частности, разные экстремистские группы».
Кроме того, потребуется доступ к сырой вычислительной мощи, который государство вполне может предоставить значительно дешевле других игроков — или вообще бесплатно, продолжает эксперт:
Просто надо data-центр поставить у атомной электростанции, да еще на севере, провести туда канал средствами Ростелекома: там будет очень дешевое электричество и охлаждение, государство, конечно, сможет закупить железо очень дешево и давать доступ по академической лицензии, ведь в университетах и будут развиваться эти стартапы. А бизнесу — очень дешево.«Именно это даст необходимый отрасли скачок: кто-то начнет обсчитывать пролетание самолета или ракеты сквозь поток молекул, кто-то займется экономикой, финансами и так далее. Это условия не ограничения в использовании, а развития», — заключил Ашманов.