Образование

Стримерша Карина заставила учителей спорить о системе школьного образования

5 12398

Проживающая в Италии видеоблогер Карина Сычева, скандально известная в Рунете как «стримерша Карина», выступила с критикой системы школьного образования, принятой в России и большинстве других стран мира. По ее мнению, дети вынуждены тратить 11 лет своей жизни на зубрежку знаний, подавляющее большинство которых им в жизни никогда не пригодится.

«Все очень просто: это действительно никому не надо. Те знания, которые ты получаешь в школе, бесполезны на все 146%. Это просто информационный хаос. Огромный массив информации без элементарных связей между собой», — заявила Сычева своей огромной аудитории.

Видеоролик, который редакция «Ридуса» не может разместить из-за привычного для Карины обилия нецензурной лексики, всего за три дня посмотрело почти 700 тысяч человек. Многие зрители не приняли решение девушки сменить тему своих видеороликов с трансляции видеоигр и всевозможных дурачеств на серьезные общественные проблемы. Такие люди написали массу насмешливых комментариев.

Тем не менее некоторые зрители согласились с главным выводом Карины о том, что школьный аттестат, а в большинстве случаев и диплом высшего учебного заведения, нужны только для того, чтобы будущий работодатель мог рассчитывать на способность выпускника к обучению. Карина считает, что 11 или все 16 лет за партой — слишком дорогая цена за столь сомнительный результат.

Вас учат учиться, потому что тебе никто не верит, не верит в то, что ты не идиот. 16 лет образования — школа, университет — это просто тесты, проверка твоей обучаемости. Через 16 лет тебе дадут бумажку, которую ты покажешь маме, — и она наконец поверит в то, что ты не тупой. Ты покажешь эту бумажку работодателю — и он будет знать, что ты смог отучиться 16 лет и не бросил это. И поэтому ты снова пойдешь учиться — на этот раз учиться работать, — подчеркнула Карина.

Универсального выхода из сложившейся ситуации видеоблогер не предлагает, однако намекает, что талантливому ребенку достаточно освоить минимальный объем знаний, вроде умения читать, писать и считать, а оставшиеся десять лет посвятить самообразованию и любимому делу. В этом случае, полагает Карина, к совершеннолетию у него есть все шансы стать гением или в крайнем случае чрезвычайно опытным специалистом в своей области.

«А ты мог бы стать гением, великим музыкантом, поэтом или писателем. Ты мог бы стать великим ученым и получить Нобелевскую премию. Ты мог бы стать великим программистом или изобретателем и сделать свой айфон. Но ты стал выпускником системы образования, как и все остальные. И самое страшное в том, что ты ничего с этим не сможешь сделать. Люди про это даже говорить боятся», — заключила она.

© Сергей Бобылев/ТАСС

С точкой зрения Карины во многом согласен учитель истории и обществознания, доцент кафедры истории России Средних веков и Нового времени МГОУ кандидат исторических наук Александр Морозов. Как опытный педагог, который много лет успешно готовит школьников к ЕГЭ и занимается проблемами системы школьного образования в целом, он также неоднократно заострял внимание коллег на ее пороках.

Высказаны очень правильные мысли, хотя и в очень экстравагантной и местами нецензурной форме. В своем нынешнем виде система образования не просто не работает, не просто не дает положительный результат, она дает результат отрицательный. Школа вреда приносит больше, чем пользы. Главный вред даже не в том, что в детей закачивается информационный хаос, а в том, что напрочь убиваются мотивация и интерес к обучению. Это происходит уже в начальной школе, но особенно в среднем звене, — заявил „Ридусу“ Морозов.

По его словам, в экспертной среде обсуждаются различные предложения по реформированию системы школьного образования.

«Когда я думал о том, как в идеале перестроить систему школьного образования, мне приходили в голову похожие мысли, что в начальной школе действительно нужно закладывать базовые знания. Там тоже очень много разрушенного. Может быть, для этого даже вернуть очень хорошую, качественную, проверенную временем советскую методику образования для начальной школы, которая основательно закладывала элементарные навыки чтения, письма, счета и прочее. Может быть, имеет смысл продлить начальную школу до шестого класса. Старшая школа — это подготовка к поступлению в вузы, и здесь свои акценты должны быть расставлены. А вот среднее звено больше всего и провисает, это классы 7-й, 8-й, 9-й, здесь действительно нужно кардинально уменьшить насильственный элемент в обучении», — предлагает Александр Морозов.

По мысли эксперта, «разгрузка» программы средней школы даст возможность детям заниматься теми вещами, которые им интересны и которым они готовы посвятить свое будущее.

«По максимуму дать им такую возможность, не вдалбливая в них то, что они не хотят и смысла чего они не понимают. Что кому нравится, тот пускай тем и занимается», — убежден педагог.

© robinzon.tv

Более критически настроен другой школьный учитель с многолетним опытом, сотрудник кафедры методики преподавания истории, политологии и права МГОУ, главный редактор журнала «Преподавание истории в школе» Энвер Абдулаев.

«В нынешнем образовании действительно есть много такого, что нынешнюю молодежь раздражает. В этом Карина права, дурдома и бреда у нас сейчас в образовании — более чем. Но в целом ее мнение похоже на мнение человека, который живет внутри дома и видит только экран монитора, свою постельку и душ, на то, как дом нужно строить. Он не знает кучи вещей, без которой жизнь в доме будет невозможна. Он ходит по фундаменту, пользуется скрытыми коммуникациями, но даже не задумывается об этом. То же самое в образовании. Существуют фундаментальные вещи. Когда мы даем образование, мы даем человеку такие знания, и выбрасывать их нельзя», — считает он.

Как говорит Карина, это путь для талантливых детей, у которых заложен интерес, которым надо творить. Она судит по себе, она дама креативная. К тому же часто талантливые дети выявляются только классу к десятому. Если освободить время от школьной программы для всех, то саморазвитием будет заниматься меньшинство. Остальным не надоедают компьютерные игры и остальное, про что она говорит, или они просто себя пока не нашли. Что мы будем делать с ними? Они просто пойдут пиво пить, и на этом все закончится. Американский опыт это подтверждает, — подчеркнул Энвер Абдулаев.

По словам Абдулаева, если бы у Карины была возможность создать свою собственную общеобразовательную систему, то едва ли у нее получилось бы что-то толковое.

«Система складывалась веками, над ней работали грамотные люди, которые закладывали долгосрочные вещи. Карина требует архаики в образовании, как это было в далеком прошлом. Вот тебе надо уметь фехтовать и скакать на лошади, чтобы себя защищать, уметь писать, читать и считать, чтобы оброк с крепостных получать. Учить математику, чтобы денежки считать. Современное образование — более широкая вещь. А по ее логике, например, историю можно вообще не учить», — привел пример Адбулаев.

Педагог подчеркивает, что школьные знания, действительно, впоследствии детьми используются не в полном объеме, но они расширяют их кругозор и дают представление о сложности окружающего мира.

«Человек должен быть развит разносторонне. Вы вполне сможете прожить, если не знаете иностранных языков, не умеете играть на гитаре и плавать. Но едва ли ли кто-то будет спорить, что если вы все это знаете и умеете, ваши способности для самореализации гораздо выше. Я вот закончил художественную школу, но не стал художником, зато это дало мне дополнительные возможности в самореализации как учителя. Некоторые до десятого класса не могут определиться со своей специализацией. Вот этого Карина не понимает. Система образования дает человеку возможность выбора», — заключил он.

Вопросы образования волнуют не только Сычеву. На днях вышла первая серия документального фильма Константина Семина «Последний звонок» о кризисе российской системы школьного обучения.