Кино

Судьба мультфильма. Часть 2: разговор по душам

3 474

Осмотрев «ДА-Студию» и оценив все её возможности, мы садимся, наконец, поговорить о судьбе «Союзмультфильма». Напомню, продюсер Андрей Добрунов недавно возглавил легендарную и всем знакомую студию, дабы реанимировать её и поставить на новые, современные рельсы.

Художественным руководителем остаётся пришедший на «Союзмультфильм» в прошлом мае Михаил Алдашин, именитый режиссёр, автор целого ряда знаменитых мультфильмов («Бессмертный» из «Горы самоцветов», например, получил Гран-При Суздальского фестиваля прошлого года, а затем ещё «Нику» и «Белого слона»).


©Антон Тушин/Ridus.ru

«Я буду отвечать за общее руководство, - поясняет Добрунов. - Михаил будет отвечать за то, за что он и отвечал, за то, что он умеет делать лучше всех других – это отбор проектов, поиск талантов, вместе с Николаем Маковским он будет курировать школу. То есть, он будет заниматься в хорошем смысле идеологией, тем, чтобы «Союзмультфильм» не утратил своего духа - вот это самое важное».

Маковский, уточню, сам недавно возглавлял студию, но покинул высокий пост, как сообщается, «по семейным обстоятельствам».

«За последние полгода мы собрали худсовет, который будет отбирать проекты, - добавляет Алдашин. - Чтобы не получилось, что мы одни это будем делать с Андреем. Соберутся люди, которые хорошо понимают, что такое искусство, понимают, какое оно может быть жанрово разное, и по стилю разное, и по темпу. И они будут отбирать проекты. А я, так скажем, просто помогаю это делать непосредственно на студии».
«Худсовет необходим, - кивает Добрунов, - потому что здесь не может быть никакого диктата, если мы собираемся воссоздать дух именно «Союзмультфильма». Это должны делать высокопрофессиональные, настоящие специалисты – отбирать те работы, которые соответствуют этому духу. Здесь нет место вкусовщине, пусть и в хорошем смысле этого слова».


«Союзмультфильм» сегодня. ©Антон Тушин/Ridus.ru

Но что же было раньше? Руководители студии рассказывают, что на самом деле «Союзмультфильм» закончил свою активную фазу после перестройки. Люди разошлись: творить на свободе оказалось куда выгоднее, многие попросту уехали за рубеж.

Попытки «приватизировать» накопленное тоже увенчались относительным успехом: «Растащили, что смогли». Но ситуация, похоже, склонна налаживаться – и в будущее художники смотрят с оптимизмом.

В связи с этим мой вопрос сродни смеху на пожарище, но тем не менее, мне кажется, поставить его следует, чтобы понять и обозначить некоторые ориентиры развития.

За несколько дней до нашей встречи миру стало известно, что «Холодное сердце» стало самым кассовым мультфильмом в истории проката. «Почему это не наш мультфильм?» - спрашиваю я.

«Очень просто, - отвечает Добрунов, – потому что он американский, это раз. Во-вторых, потому что нельзя и близко сравнить наши возможности. Вот «ДА-студия» может считаться самой крупной по нашим меркам - 170 человек. А в одном только среднем подразделении американской студии - 300-400 человек. Но есть подразделения и по 1200-1400 человек! Ну какое может быть сравнение?»


«Союзмультфильм» сегодня. ©Антон Тушин/Ridus.ru

«Я был на «DreamWorks», - вспоминает Алдашин, – это целый город! Туда въезжаешь на машине, едешь, едешь и едешь. А вдоль дороги – каналы, и по ним плывут красные рыбки. И везде стоят кафе, где тебя бесплатно кормят. Соответствует названию – мечта».

«Для этого нужны средства, - добавляет Добрунов, - для этого нужны союзники, единомышленники - и тогда всё получится». Алдашин снова подхватывает:

«Главное, чтобы у государства не пропадал интерес, и эти средства правильно направлялись. Я вам напомню о существовании такой модели экономической, которой занимался Григорий Чухрай, потратив на это десять лет. На «Мосфильме» было экспериментальное объединение, где объёмы денег, попадавшие на производство и в том числе на оплату труда, зависели от качества этого труда. Вот у нас, к сожалению, это очень редко происходит в государственной структуре, потому что там главное, чтобы сошёлся дебет с кредитом. А за качеством, к сожалению, контроль не высок. Но если это вновь будет реализовано, то всё и получится. То есть тот, кто лучше работает, будет получать больше денег, а тот, кто хуже работает – меньше. По-моему, это нормально. Я как-то всю жизнь так и работаю».


«Союзмультфильм» сегодня. ©Антон Тушин/Ridus.ru

Нынешние мечты руководства «Союзмультфильма» связаны в первую очередь с новым зданием в пять этажей, которое выделили студии на Королёва, 21, напротив телецентра «Останкино».

Здание, вернее, не новое, а уже существующее и требующее того, чтобы его привели в порядок, но все убеждены, что это лучший вариант на сегодняшний день. Дело в том, что некогда советская власть поселила «Союзмультфильм» в бывшем храме (Долгоруковская, 25) – и уже долгие годы идут разговоры о том, что храм следует вернуть Русской Православной Церкви.

Идея с переездом и возникла от необходимости как-то разрешить этот затянувшийся спор. Сейчас принципиальная договорённость уже есть, но нервная спешка отсутствует. «Они не настаивают, - говорит Алдашин о старых/новых владельцах, - с казаками не приходят, относятся с пониманием. На самом деле, им нужна просто возможность заходить в храм. Если сделать отдельный вход, то они готовы и дольше подождать».

«Какая-то жизнь там продолжается, безусловно, - в справедливости этих слов Добрунова мы и сами убедимся чуть позже. - Но всё-таки то состояние, в котором «Союзмультфильм» находится сейчас, - это состояние нездорового организма. Его нужно привести в порядок. И если речь идёт об обновленном «Союзмультфильме», то нужно обновить и руки, и ноги, и тело, и голову – всё».
«У нас же многого необходимого на студии нет, - кивает Алдашин. - На любой нормальной студии есть место, где люди могут поесть. Не говоря о том, чтобы поспать, потому что многие иногда работают сутками».

Надо полагать, что проект студии на Королёва предусматривает решение всех этих вопросов. Мало павильонов для работы художников сразу над несколькими проектами, нужно отвести место и под школу, и под музей, в идеале – ещё и под небольшую гостиницу для иногородних.

Каким же будет штат обновлённой студии – если сейчас на «Союзмультфильме» работает около шестидесяти человек? «Должно быть оптимальное количество людей, - отвечает Михаил Алдашин. - Больше работы делается – творческий персонал должен увеличиваться. Или уменьшаться - в зависимости от необходимости».


©Антон Тушин/Ridus.ru

Разговор плавно перетекает в обсуждение нюансов образования и необходимой для нормального рабочего процесса техники.

Михаил Алдашин: «Поскольку сейчас технология усложнилась, то образование состоит из двух частей. Это, собственно говоря, художественное образование, профессиональное – и технологическое. Необходимо и то, и другое, потому что невозможно работать на производстве, не зная производства. Теоретически я знаю, как рыбу ловить, а как именно – не пробовал.
Андрей Добрунов: «Набираться будут люди подготовленные – классическое художественное образование уже должно быть. И как настаивает Юрий Борисович Норштейн, это будет не школа режиссёров, а школа непосредственно аниматоров. Именно аниматоров». Михаил Алдашин: «В коротком метре сейчас все режиссёры сами делают кино. Раньше на «Союзмультфильме» были огромные цеха для короткого метра, сейчас цехового метода нет нигде в мире. Цеховой метод используется только для создания полнометражного кино. А автор сидит и делает своё кино - это и есть авторское кино».
Андрей Добрунов: «Для того чтобы сделать дебют, не требуется какой-то сложной техники. Это уже для пересчёта должен быть «Renderfarm», сейчас ведь всё переводится в цифру. Нужны иногда спецэффекты. Даже работа с пластилином или с живописью по стеклу – это требует высокочувствительных камер, сканеров. Это всё необходимо иметь - и это будет, потому что это условие для создания современного «Союзмультфильма».

«Союзмультфильм» сегодня. ©Антон Тушин/Ridus.ru

Михаил Алдашин: «Есть идеальная формула, но она будет корректироваться под живых людей. Потому что если режиссёр уже привык работать во втором «Фотошопе», зачем же его в шестой совать, где он себя неуютно чувствует? Пусть сидит со вторым – если он делает при этом хорошую работу. Между прочим, «Снежинка» Натальи Чернышевой сделана в «Фотошопе», там есть функция animation. И это фильм, который получил кучу призов, его во всём мире знают. То есть, искусство - вещь такая... Конечно, хорошо, когда есть высокие технологии, они должны быть, но люфт довольно высок. Главное, чтобы потолок не был низким». Андрей Добрунов: «Может прийти гениальный человек, который скажет: «Я работаю только цветными карандашами». Ему потребуется помощник, который будет это сканировать и снимать, но эти возможности будут ему предоставлены».
Михаил Алдашин: «Или кто-то палочкой по песку водит – технологии же есть очень разнообразные. Главное, чтобы был задел и возможность движения. То есть, вы понимаете, о чем я говорю. В магазин зашёл – есть выбор. Одни черный хлеб покупают, другие пирожные».


Рабочие материалы к фильму «ПЫК-ПЫК-ПЫК»

Щекотливый вопрос, но задать его надо: а сколько вообще получают люди, работающие сейчас в анимации?

«Сейчас специалист высокого уровня на этой студии получает в диапазоне 100-120 тысяч, - отвечает Добрунов про созданную им «ДА-Студию», но не уточняет, относится ли это к тому «Союзмультфильму», который он только что возглавил. - Но эти люди – это отбор уже знаете какой! Человек сюда приходит на 70-80 тысяч. Он проявляет себя в течение года. Он никогда не подойдёт и не попросит поднять зарплату. Мы всё видим и делаем сами. Потому что убеждены в том, что если мы это заметим, человек это вдвойне оценит - нежели он сам будет просить, что ему чего-то там не хватает». «Люди должны соответствовать, - добавляет Алдашин. - Соответствовать. Кто-то придумал кино – кто-то приходит помогать. Человек, который пришёл и сам придумал кино – конечно, он будет больше получать. По труду».
«Мы все наблюдаем сейчас одну и ту же ситуацию, - продолжает Добрунов. - Чаще всего молодые люди, плохо что-то умеющие делать, приходят и просят мгновенно большую зарплату. Это на каждом шагу. Но соответствие, о котором говорит Миша, - это прежде всего. Человек должен себя оценить правильно. Вот если он приходит и говорит: «Я хочу научиться», – вот это самое ценное в человеке. Это бесценно – когда человек хочет научится».


«Союзмультфильм» сегодня. ©Антон Тушин/Ridus.ru

«Вот сейчас на фестивале в Суздале, - развивает эту мысль Алдашин, - один режиссёр получил приз небольшой, но я сказал, что его фильм длинный, мне не очень понравился. Так он мне уже сейчас, после фестиваля, прислал перемонтированный вариант: «Вот так лучше или нет?» Никто ж его не заставлял! Но человек хочет, чтобы было лучше. Это желание сделать хорошо – это всегда заметно. Это очень важно. Так что мы будем стараться брать людей, которые адекватны. Которые хотят делать кино. Хотят. И будем создавать команду. Вы рояль носили когда-нибудь? Вот представьте: пять человек подняли рояль, вот они его несут. А потом один незаметно поджал ноги и повис. Сразу почувствуете тяжесть. Вот это во время производства фильмов всегда чувствуется». «Люди подразделяются на две категории, - замечает Добрунов. - Есть горностаи, неспокойные такие. А есть просто лягушки, которые делают это своё прыгающее движение раз в десять минут, им больше не нужно. Так вот художники, которые хотят чему-то научиться, должны быть горностаями, понимаете».
«Или надо сковороду под лягушками нагреть, тогда они будут резвее прыгать», - предлагает альтернативу Алдашин.


©Антон Тушин/Ridus.ru

Возвращаясь к тому же «Холодному сердцу», с которым необходимо конкурировать российской анимации, к «Сергию Радонежскому», работа над которым кипит сейчас на «ДА-Студии», необходимо поставить вопрос, стоит ли перед «Союзмультфильмом» задача полного метра? Михаил Алдашин, всю свою жизнь делавший именно «маленькие фильмы», признаёт необходимость этого, но тут же переводит ответ в свою короткометражную стихию:

«Сейчас в условиях рыночной экономики просто необходимо делать большие фильмы и сериалы, потому что они дают кассу. Но вот если нам дадут сорок лет и не будут трогать, то мы и в коротком метре сделаем новую коллекцию, которая опять будет приносить миллионы. Старые короткометражные фильмы в общей своей сумме дают очень приличные деньги.
Короткий метр – это капитализация другого рода. Японцы, если вы знаете, сериалы снимают не для того, чтобы с проката получать деньги, а для того, чтобы делать игрушки. Или вы видели наверняка в интернете фильм про кота, который царапает своего хозяина, спящего в кровати. Один человек сделал пять-шесть фильмов всего - и у него теперь уже огромная фабрика, люди со всего мира заказывают по интернету игрушки. Когда что-то кому-то нравится – это всё начинает приносить прибыль. Это и есть хорошее кино, если оно получится, - а у нас оно получится, потому что когда много хороших режиссёров собираются вместе, кто-то из них всё равно «выстреливает».


Кадр из фильма «Сын капитана».

Так и подмывает сказать: «Огласите весь список, пожалуйста». Алдашин оглашает:

«Режиссёры, с которыми мы уже начали сотрудничество, – все призёры последних международных фестивалей. Начиная с Леонида Шмелькова, которого мы позвали ещё до того, как он в Берлине получил приз за фильм «Мой личный лось». Наташа Чернышева, которая сделала «Снежинку», которая дико нравится Норштейну. Алексеев Алексей – сейчас у нас мировая звезда №1, после Норштейна, все его знают. Алексеева видели? Животные, которые играют на дурацких инструментах…

И ещё несколько человек, которые составляют сейчас, скажем, профессиональный цвет российской анимации и стран СНГ. У нас велико желание сотрудничать с лучшими режиссёрами. И я допускаю возможность, что новая форма хозяйствования позволит нам привлекать, как это делают все студии во всем мире, лучших режиссёров не только России, но и мира. Потому что в результате всё равно это фильм, который будет принадлежать студии. Это будет русский продукт, российское кино.

Сейчас, например, мы делаем три «Весёлых карусели» и ещё два фильма. В плане - ещё четыре «Карусели» и около десятка авторских фильмов. Всё вместе получается два часа анимации. Вот год пройдёт – и у нас уже будет два часа короткометражной анимации. Очень неплохой, я считаю.

Кстати, делая сейчас «Карусель», мы выбрали лучшие сюжеты за всю историю - чтобы показывать как образец. Многие же молодые даже не знают, что такие фильмы есть, но смотрят, дико веселятся: «Вот такое кино давайте делать, вот такое!». Должно быть лёгкое, весёлое кино, как конфетка, как конфетти - это вот формат «Веселой карусели». Ну и остальные короткие фильмы мы подбираем по-прежнему принципу: хорошие сказки, задорные, весёлые, главное, чтобы было не скучно. И фильмы для взрослых, фестивальное кино мы тоже не будем бросать, и дебюты будут обязательно. Будем запускать молодых режиссёров, со ВГИКом общаемся, из школы-студии «ШАР» приглашаем дебютантов… В общем, мне кажется, что правильно всё движется».


Кадр из фильма «Тайна старика Тимофея».

В связи со всем вышесказанным острее становится вопрос, где же всё это можно будет увидеть? Отвечает снова худрук:

«На сайте «Союзмультфильма» будут линки, нам просто надо будет решить, каким образом это делать. Будет свой канал и на YouTube, и в соцсетях - потому что пока прямая монетизация за счёт проката не наблюдается. Так что то, что мы делаем, – конечно же, будем выкладывать. Но сначала надо сделать. Сначала надо иметь товар, потом думать, как его продать. Представьте, что вы выращиваете огурцы. Кто-то приходит: «Ну как, где вы их будете продавать?» Но я ещё не знаю, что у меня вырастет на огороде! Куда, как?!.»

Новый директор студии напоминает, что мультфильмы сейчас вовсе не пекутся как пирожки - речь идёт об единичной продукции:

«Мы сейчас находимся на старте, это даже не середина дистанции. 20 лет «Союзмультфильм» был очень болен. Очень болен. Поэтому сейчас прожекты и прогнозы – дело совершенно неблагодарное. Вот пройдёт год хотя бы, хотя бы год, потерпите - и мы увидим, что у нас начнёт получаться. Сейчас нам нужно объединиться - и создать просто дворец анимации!».


Кадр из фильма «Сын капитана».

«Ситуация по-прежнему очень сложная, но мы уже начали что-то делать, - Михаил Алдашин завершает наш разговор на ноте, в которой реализм смешивается с оптимизмом. - Чуть-чуть ещё пройдёт времени, сейчас мы закончим весной энное количество фильмов – и начнём посылать их на фестивали, и вы их начнёте понемножечку видеть. Время покажет».

Продолжение следует.