На этой неделе резко возрос интерес к географии и истории. Все эксперты начали обсуждать старинную географическую карту, которую 23 мая председатель Конституционного суда Валерий Зорькин принес на встречу с Владимиром Путиным. И прежде чем приступить к статье я решил внимательнее изучить факты и события тех веков. Многие из них оказались весьма любопытными.
По словам Зорькина, эта карта составлена во Франции при короле Людовике XIV, в середине XVII века. Зачем Валерий Зорькин показывал ее Владимиру Путину? Он пояснил: «Там нет Украины». А Президент России ответил: «Да конечно, нет». А потом добавил: «Мы знаем, что эти земли просто входили в состав Речи Посполитой, а потом попросились в состав Московского царства. А уже потом, после Октябрьской революции, начали образовываться всякие квазигосударственные образования. Советская власть создала советскую Украину, это хорошо известно. До этого никакой Украины не было в истории человечества». После этих слов в мировых СМИ, украинских в первую очередь, принялись обвинять Владимира Путина в незнании географии и искажении истории. Ведь на этой самой карте можно обнаружить заветную надпись «Украина».
Карту, копия которой, по словам Валерия Зорькина, нашлась в Конституционном суде, опознать достаточно легко. Это действительно карта середины XVII века, которую составил известный французский картограф Гийом Сансон. Она озаглавлена автором так «Белая Россия или Московия, разделенная в соответствии с территорией королевств, герцогств, княжеств, провинций и народов, которые в настоящее время находятся под властью российского царя, известного под именем великого князя Московского». Естественно, на карте изображены и сопредельные территории. И действительно, на этой карте можно обнаружить небольшую французскую надпись: «Украина, земля козаков».
Обратим внимание на это ключевое слово-определение: «земля». Не «королевство», не «княжество», не «герцогство» — такими обозначениями пестрит карта Сансона. Это обозначения политических субъектов истории. А вот «земля» — понятие географическое. В лучшем случае — этнографическое.
На самом деле всем желающим поспорить с Владимиром Путиным стоило бы обратиться к другой карте XVII века, составленной другим знаменитым французским картографом и военным инженером — Гийомом Левассером де Бопланом. Уж эта-то карта, включенная в рукописный атлас 1639 года и изданная типографским способом в 1648 году, так и называется — «Генеральная карта Украины»! Чего уж больше-то…
Но увы, и тут история окажется беспристрастна и безжалостна к певцам старинной украинской государственности. Полное название карты Боплана переводится с латыни следующим образом: «Общее описание пустынной местности, именуемою в просторечии Украиной, с прилегающими Провинциями, составленное ради общественного блага Гийомом Левассером де Бопланом, строителем военным и капитаном». Вот так — пустынной местности, именуемой в просторечии Украиной…
Нельзя не отметить, что нынешние украинские власти упорно ведут свою страну именно к такому состоянию. Но это уже будет не про историю, а про современность. Но позвольте, может сказать любой даже и не историк, а добросовестный школьник. Разве в XVII веке Киев, Подолье, Волынь были пустынной местностью?
Конечно, нет. Боплан, долгое время находившийся на службе польской короны и много потрудившийся как военный инженер на территории нынешней Украины, не мог этого не знать. Украиной он называл именно пустынные местности на границе Речи Посполитой с владениями Османской империи и Крымского ханства, своеобразную «серую зону», оспаривавшуюся этими государствами друг у друга, в которой периодически хозяйничали запорожские казаки.
У Боплана, кстати говоря, есть еще и книга, известная как «Описание Украины». Но опять-таки — приведем ее полное название: «Описание Украины, которая является некоторыми провинциями Королевства Польши. Простирается от пределов Московии, вплоть до границ Трансильвании». Вот и вся «государственность».
На самом деле «украин» у России в старинные времена было несколько. Интересный факт! И каждый раз это понятие обозначало рубежные земли Русского государства на границе нашей цивилизации с Диким Полем, откуда набегали с юга кочевники, или с прибалтийскими землями, откуда с запада приходили захватчики.
В 1271 году Псковская летопись, например, упоминает «украину» даже во Псковской земле. Существовала Рязанская Украина — обширная территория между Мещерскими лесами и южными степями. В ней жили рязанские казаки, охранявшие наши южные рубежи.
К югу от среднего течения Оки, примерно от города-крепости Белева, простиралась Окская Украина. Через нее проходил тот самый Муравский шлях из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» — основная дорога для набегов крымских татар на Москву в XVI–XVII столетиях. По мере того, как Русское государство, строя новые и новые оборонительные линии с крепостями, отодвигало свою границу все дальше на юг, продвигалась на юг и эта украина, пока не стала именоваться Крымской. На землях бывшего древнерусского Черниговского княжества, где некогда жило славянское племя северяне (отсюда и название реки Северский Донец), образовалась Северская Украина, со своими северскими казаками.
Была на южных рубежах Московского государства еще и Слободская Украина, на территории современных Харьковской и Сумской, Белгородской и частично Воронежской областей. Исторические источники знают даже и «Немецкую Украину» — в пограничье с Ливонским Орденом и Швецией, «Литовскую Украину» на границе с Литвой. И даже «Польскую Украину» — ту самую, упомянутую в названии книги Боплана, на границе Речи Посполитой с османскими и крымскими владениями.
Не знают исторические источники только одной Украины — украинской Украины, мифического независимого государства в Восточной Европе, от которого норовит протянуть свою родословную нынешний киевский режим. И в самом деле, давайте просто еще раз вспомним историю. Была ли та Украина, о воссоединении которой с Россией в 1653–1654 годах написано в школьных учебниках, хоть сколько-нибудь похожа не то что на независимое государство, но хотя бы на что-то, обладающее собственной политической субъектностью? Даже по меркам тех времен, отличающихся от современных?
Что было у той Украины из атрибутов суверенного государства, которые уже имелись у всех ее соседей по географическим картам? Правитель или правящая династия? Нет. Казаки признавали гетмана.
Парламент, выборный или представительный орган, хотя бы как в России Земский собор? Нет. Ничего подобного.
Государственные институты, министерства, коллегии? Нет. Все государственные институции были польскими.
Регулярная армия, полиция? Нет. Только полувоенное сословие казаков. Государственные границы, признаваемые другими странами? Нет. Только надписи «земля козаков» и «пустынная местность» на французских картах.
Денежная система? Нет. Покажите мне хотя бы одну украинскую монету XVI–XVII веков.
Нет, нет, нет, нет и нет. Отрицательный ответ по всем параметрам теста на историческую государственность.
Так что все было именно так, как рассказывал Владимир Путин Валерию Зорькину: православное население нескольких областей Речи Посполитой восстало против поляков и попросилось в состав Московского государства. Этот вопрос решался в Москве всей землей, на Земском соборе — и решен был положительно, несмотря на очевидную угрозу войны с Польшей за эту ее «украину».
И война эта немедленно началась, и продолжалась тринадцать лет, до Андрусовского перемирия 1667 года. А окончательно ее итоги закрепил «Вечный мир» 1686 года, по которому Польша признала вхождение в состав России Северской земли с Черниговом, Левобережной Украины — и города Киева.
На веки вечные, между прочим.
Дорогая Польша, что же ты не соблюдаешь заповеди предков?