Общество

Судья Конституционного суда раскритиковал систему высшего образования в РФ

1 18321

Судья Конституционного суда РФ Константин Арановский раскритиковал систему высшего образования в России, сообщает «Коммерсант».

Такую позицию судья высказал в заявлении по рассмотренному делу бывшего предпринимателя Михаила Чайковского, который обратился в КС с жалобой.

В 2015 году воронежский центр занятости населения отказал признать мужчину безработным и назначить ему пособие, потребовав, помимо паспорта и трудовой книжки, справку «о среднем заработке с последнего места работы» и «документ, удостоверяющий квалификацию». Оба требования Чайковский оспорил в суде. Тогда в КС согласились, что в случае «длительного перерыва в трудовой деятельности» гражданин может быть признан безработным и без справки «с последнего места работы».

На прошлой неделе КС снова поддержал Чайковского, отметив, что отсутствие «документов о квалификации» не должно ограничивать «право граждан на защиту от безработицы», пишет издание.

Постановление Конституционного суда РФ могло бы, наверное, состояться в несколько ином содержании, имей образовательные документы иную репутацию, чем теперь. Если бы профессиональное образование уверенно гарантировало квалификацию обладателей дипломов, то в конституционно-правовом балансе интересов и ценностей это имело бы иной, вероятно, вес, который дал бы больше оснований поддержать авторитет диплома, чтобы обладание им было условием осуществления свободы труда и связанных с нею прав, — говорится в документе.

Арановский подчеркнул, что у преподавателей низкие зарплаты, если они не получают «оплачиваемую роль администратора, исполнителя или активиста-энтузиаста»:

Иногда же она [система] позволяет преподавателю немного прирастить бедный свой заработок, но не за работу, а за хорошую статистику и отчетность, за демонстрацию компетентностного подхода вместо академических методов, за соискание грантов и за рейтинги, мониторинги с графиками и за все остальное, что дорого службам ректората и ведомства.

По мнению судьи, в такой обстановке ценятся не преподавание и учеба, а учебно-методические комплексы, «которые нужны не студентам и педагогам, а службам, чтобы те хорошо себя чувствовали и оставались при важном деле на выгодных позициях».

Субординация и отчетность под началом администраторов угнетают преподавание и науку, когда вузы уступают свое самоуправление, академическую свободу, стиль и обслуживают систему, которая выдает разрешение на профессию, — считает Арановский

Он подчеркнул, что обязательным условием деятельности вуза является автономия, «и если считать, что российские вузы к ней не способны, то нереальны и расчеты на хорошее образование и дипломы, разумеется».