В Благовещенске продолжается фестиваль «Амурская осень», представляющий местной публике как новинки российского кино, так и свежие антрепризные театральные постановки. Причём последние делятся на две категории: чистая «развлекуха» - и спектакли, претендующие на глубину, «со смыслом». Во второй категории нет конкурентов у «Старшего сына» - очередной инсценировки прославленной пьесы Александра Вампилова, осуществлённой театральной компанией «Свободная сцена». Режиссёр спектакля – довольно знаменитый Павел Сафонов, некогда поставивший, например, в Театре им. Евг. Вахтангова «Чайку», известный и другими своими столичными работами. Не потерял репутации он и в «коммерческом» предприятии (ведь именно так многие по-прежнему относятся к антрепризе). Его новая постановка выгодно отличается от прочих представленных на фестивале «собратьев» - продуманностью сценических решений, тщательной проработкой образов и некой, можно сказать, присущей материалу строгостью.
А материал, сама пьеса, всем, разумеется, хорошо известен – вряд ли в зале нашлось хотя бы с десяток человек, которые были бы не в курсе сюжета (впрочем, может, оно и не так, но хочется ведь думать о людях только самое лучшее). Знаменитый телефильм Виталия Мельникова (уроженца Амурского края, кстати сказать) многим известен с детства, памятен по многократным повторам, на него просто невозможно не оглядываться, вновь обращаясь к истории семьи Сарафановых. Особенно в этом плане «достаётся», понятное дело, исполнителю главной роли – которого все волей-неволей примутся сравнивать с великим Евгением Леоновым, для которого «Старший сын» стал самым что ни на есть бенефисом. Нет, мы помним, конечно, в том фильме и Караченцова с Боярским, и Крючкову с Егоровой, но всё основное внимание забирал в той экранизации именно Леонов – невероятно трогательный, нежный, душевный. Вступить с ним в «соревнование», пусть и заочное, решится далеко не каждый артист. На этот раз рискнул Виктор Сухоруков – и не прогадал.
Сухорукову очень подходит эта роль – немного блаженного человека, брошенного женой и всего себя отдавшего детям. Не всё, конечно, получилось в жизни так, как он того хотел, и невозможно оказалось одинаково угодить и сыну, и дочери, - и вот они уже стремятся вылететь из родного гнезда, начать самостоятельную жизнь, причём вдалеке от собственного дома. Уже и в тексте Вампилова лёгким отголоском слышны шекспировские нотки, но Сухоруков выворачивает эту замаскированную тему отвергнутого всеми короля Лира на полную громкость. Он не играет ни советского гражданина, ни современного (время дано в спектакле довольно условно, особенно по части костюмов) – он решает своего Сарафанова как трагического персонажа вне времени, вне социальных примет. Потому-то он так отчаянно принимает ту «роковую случайность», что лежит в основе сюжета, – своего якобы «сына», внезапно объявившегося на пороге одной ночью.
Острожное недоверие, сменяющееся безграничным доверием, а затем почти мгновенно перетекающее в пылкую отцовскую любовь, - артист не боится столь резких эмоциональных перепадов, а напротив, весьма удачно использует их в свою пользу. Роль позволяет ему представить зрителю всю палитру своих возможностей, в которой находится место и забавной клоунаде, и яростному надрыву – всё то, что далеко не всегда берёт у актёра современный кинематограф. При таком раскладе велика опасность переиграть, перестараться – и нельзя сказать, что Сухоруков её полностью избегает. Тут сказываются уже непреложные законы антрепризы, рассчитанной в первую очередь на публику, не избалованную МХАТом: всё должно быть хотя бы чуть-чуть, но чересчур – и музыка погромче, и актёрские мазки пожирнее. Однако мастер на то и мастер, что даже некоторые «огрехи» (пусть и не всеми заметные) ему хочется всё же поскорее простить – потому как в общем образ получился весьма убедительным и цельным.
Стараются соответствовать ведущему артисту и его младшие коллеги. Здесь в первую очередь хочется выделить Евгения Стычкина, играющего отчего-то не Бусыгина (хотя в такое родство можно было бы поверить беспрекословно), а Сильву. Играющего ярко, весело, размашисто, эксцентрично. Порой, конечно, своею яркостью он откровенно перетягивает одеяло на себя – но как-то глупо, кажется, его ругать за такие, скажем так, шалости. К тому же не он один такой – режиссёрское решение ставит сильный акцент и на образе Нины, дочери Сарафанова, при готовом женихе вдруг влюбляющейся во внезапно объявившегося «старшего брата». Эту роль исполняет Евгения Крегжде, тоже актриса вахтанговского театра («Дядя Ваня», «Бесы»), популярная в народе благодаря скетчкому «Даёшь молодёжь!», а недавно сыгравшая небольшую, но интересную роль в одном из лучших фильмов этого года – «Географ глобус пропил». На театральной сцене она воплощает девушку одновременно и решительную, и робкую, скромную, но соблазнительную. И вот и следовало вроде бы возразить, что в советское время девушки такие короткие платья вряд ли носили, - но не хочется. Особенно когда наблюдаешь за происходящим из первого ряда.
Также в спектакле заняты артисты Евгений Пронин (Бусыгин), Игорь Неведров (Васенька), Ольга Ломоносова (Макарская), Роман Полянский (Кудимов). Ансамбль получается из них слаженный, заслуживающий пусть и не всегда восторженных, но честных комплиментов. Благодаря общей работе спектакль смотрится хорошо, с большим волнением принимается зрительным залом. По большому счёту, на данный момент жюри фестиваля «Амурская осень» и выбирать-то больше не из кого – и «Старший сын» является здесь, по сути, единственным фаворитом.
См. также: