Кино Литература

Супермен оказался на электрическом стуле

0 1212

Супермен так часто за последнее время прилетал в своей ракете-колыбельке на Землю, так часто с нуля начинал свою бурную «творческую» деятельность, что к новому графическому роману Гранта Моррисона относишься уже если не с подозрением, то с сомнением и определённой усталостью: ну сколько можно уже?.. Почему Суперменов вообще так много — прояснит специальная статья, приложенная к новому изданию; но за объяснением, почему их так много нынче в России, далеко ходить вовсе не надо.

Впервые комикс о Супермене вышел в 1938-м году, 77 лет назад. Вышел, понятное дело, в Америке. Мировая история сложилась так, что по ряду обстоятельств на русском языке рассказы о его приключениях не выходили. Слышать советские люди о нём слышали, но, конечно, заранее не одобряли: было очевидно, что нашему народу от этого парня ничего хорошего ждать не придётся. Постепенно всё стало меняться в 80-е годы благодаря серии кинофильмов с Кристофером Ривом, которые скопом попали сперва в видеосалоны, а затем и на кабельные каналы.

1 Фрагмент иллюстрации из графического романа «Супермен — Action Comics. Книга 1. Супермен и Люди из Стали»

Уже в новом веке подобного рода экранизации вышли на качественно новый уровень, прибавив бумажным оригиналам новых поклонников. Появление и массовое распространение интернета окончательно разрушило границы и помогло интересующимся узнать о мире комиксов всё, что угодно. Но культура их потребления (позволю себе здесь не совсем корректное, но при этом и правильное слово) начала у нас складываться относительно недавно. По сути, окончательно она не сложилась до сих пор: преодолеть такой огромный временной разрыв не так-то просто, если вообще возможно.

И главная заслуга тех, кто принялся издавать сейчас в нашей стране иностранные комиксы, — в том, что они усиленными темпами заполняют бреши в нашем «образовании». Выпуская как классические работы, так и новые серии, которые либо идут параллельно друг другу, либо взаимно дополняются. В связи с этим переживать о том, что мы в очередной раз застаём Супермена в самом начале пути, вроде бы и не обязательно. Пройдёт ещё несколько лет — и каждый желающий сможет, наконец, выбрать Супермена себе по душе. На это работает и то, что комиксы в твёрдой обложке теперь уважительно называют графическими романами — это звучит солиднее и позволяет убедить взрослую аудиторию, что и ей может быть нужно чтиво подобного рода.

2 Разворот графического романа «Супермен — Action Comics. Книга 1. Супермен и Люди из Стали» © «Азбука-Аттикус»

Цикл «Супермен — Action Comics» открывается книгой Гранта Моррисона «Супермен и Люди из Стали», которая рассказывает о попытке инопланетного Брейниака через всё тот же интернет сперва полностью подчинить, а потом и уничтожить Землю (что до этого уже было сделано с Криптоном). Ситуация усугубляется тем, что Супермен на чужбине пока что вне закона: на него охотится не только полиция, но и армия, которая, улучив момент, пускает против криптонца танки. А Лекс Лютор и вовсе сажает его на электрический стул. Так стоит ли Супермену спасать тех, кто ещё накануне выходил на улицу с плакатом «Пришелец, убирайся домой»?..

В первую очередь здесь интересна игра как с характером главного героя, так и с его общеизвестной биографией. С самого начала Супермен предстаёт перед ними этаким шалуном, который играючи, ладонью, останавливает пущенную в него пулю и с улыбкой расправляется с целым отрядом. Один из художников романа Рэгс Моралес видит, как в глазах Супермена «горит типично элвисовский огонёк», а его вторую личину — Кларка Кента — наделяет «гаррипоттерными» чертами. Впрочем, лучше всего эту метаморфозу прокомментирует сам автор, Грант Моррисон:

У него, как у семнадцатилетнего гитариста из дворовой рок-группы, опыта нет и быть не может, приходится набираться по ходу дела. Супермен — супергерой, ему необязательно думать. Это подросток, который вырвался из-под опеки мамы и папы Кент. Их больше нет, они умерли, и тут ему приходит в голову: «Я — самое сильное существо на планете. Сейчас наведу порядок!» (смеётся). Похоже, юноша, который не слишком задумывается над своими поступками, а просто поступает по совести, — отличный источник сюжета. 3 Разворот графического романа «Супермен — Action Comics. Книга 1. Супермен и Люди из Стали» © «Азбука-Аттикус»

Далеко не сразу, а урывками осознаёшь и такое новшество, как перемена Кларком Кентом места работы — здесь он работает не в «Дэйли Плэнет», а в конкурирующей «Дэйли Стар», и пишет не столько про подвиги Супермена, сколько разоблачительные статьи о коррупционных сговорах и преступных олигархах. И не ждёт больше выхода из печати очередного номера: теперь у него есть ещё и блог, привлекающий пристальное внимание как полицейского детектива, так и таинственного информатора. А ещё он надевает кислородную маску перед полётом в космос. И позволяет нехарактерную для его светлого образа угрозу:

Док, вы у меня кое-что забрали. Считайте меня сентиментальным, но либо я получу свою вещь назад, либо сломаю вашу тощую шею.

Если же говорить об особенностях не сюжета, а настоящего издания, то их несколько. Во-первых, к повести про Супермена добавлены короткие, но яркие дополнительные истории: про то, чем был занят ещё один герой этой вселенной по прозвищу Сталь, пока Супермен боролся с Брейниаком; про бесплодные попытки Марты и Джона Кентов зачать ребёнка, известно чем увенчавшиеся («Думаешь, это русские его запустили? Лепечет вроде по-русски»); про прощание подросшего Кларка с отчим домом.

4 Разворот графического романа «Супермен — Action Comics. Книга 1. Супермен и Люди из Стали»

Во-вторых, «Альбом набросков» содержит любопытные комментарии Гранта Моррисона и Рэгса Моралеса о том, как создавались первые два выпуска данной серии. Тут можно узнать, какое влияние оказали на них фильмы Дэвида Линча и образ Леди Гаги, и какими мыслями они руководствовались, столь нещадно измордовывая своего героя:

Когда на него налетает поезд, перед нами оказывается не тот Супермен, к какому мы привыкли за последние 20−30 лет. Это существо из плоти и крови, ему может быть больно. Мне хотелось показать, что и его способности не безграничны. Очень хорошо, что он снова похож на Геракла. Супермен сороковых годов был ближе к реальной жизни, чем Супермен последних лет, потому что не был неуязвимым. Возникало чувство реальной опасности.

Традиционные примечания — это в-третьих — здесь скорее сдержанные (что мотивировано), но даже в таком виде успевают добавить к основному рассказу немало. Раскрывая, к примеру, «фирменный мотив Моррисона», когда «память персонажа даёт сбой, что отражает переписываемую в реальном мире историю», и сравнивая (вслед за автором) «внешний вид обновлённого Человека из Стали … со стилем популярного американского рок-музыканта Брюса Спрингстина».

5 Разворот графического романа «Супермен — Action Comics. Книга 1. Супермен и Люди из Стали» © «Азбука-Аттикус»

«Раньше в нашем городе были законы. К примеру, закон всемирного тяготения», — то ли шутит, то ли сокрушается гоняющийся за Суперменом детектив, который позднее найдёт в комнатушке Кларка Кента книгу «Человек, который упал на Землю». Ему, как и всем прочим, предстоит смириться с тем, что в присутствии сверхчеловека возникновение новых правил неизбежно. Нам же следует привыкнуть к тому, что новые романы — графические — о супергероях уже попросту неизбежны.