Накануне выхода «Человека из стали» в книжные магазины поступила первая книга графического романа «Супермен: Земля-1», повествующая о том, как Кларк Кент узнал, что он – Супермен. И хотя фильм и данный комикс представляют разные версии этой истории, Супермен – он один на всех, в любых своих проявлениях.
Сегодня «Земля-1» - это бренд, отведённый под те серии графических романов, которые будут посвящены становлению самых известных супергероев DC Comics. Новое начало для Супермена придумал Дж. Майкл Стражински, некогда работавший над «Сумеречной зоной» и «Настоящими охотниками за привидениями» и создавший сериалы «Вавилон-5», «Крестовый поход» и «Иеремия». Для большого экрана он написал сценарии «Подмены» Клинта Иствуда, «Ниндзи-убийцы» Джеймса МакТига и четвертой серии «Другого мира», также его имя стоит в титрах первого «Тора» и выходящей летом «Войны миров Z». Хотя к «Человеку из стали», повторю, Стражински отношения уже не имеет – это, можно сказать, параллельные вселенные. А за визуальный ряд нового комикса отвечает Шейн Дэвис, для которого эта встреча с Суперменом уже не первая – ранее он уже нарисовал роман «Супермен/Бэтмен: в поисках криптонита».
Как сообщает обстоятельная историческая справка, сопутствующая изданию, Стражински аккуратно следует уже давно сложившемуся канону, не выдумывая заново «велосипед», а лишь адаптируя всем знакомый сюжет под новый язык и новые реалии. Принципиальное отличие его истории касается разве что друзей юного Кларка Кента – которых у него теперь попросту нет. Вспоминая детство, паря на земной орбите, Супермен грустит, что всю жизнь был один - потому что так и не научился подстраиваться под окружающих, а сейчас одиночество – это уже его сознательный выбор. Впрочем, первая часть романа вскользь намекает, что не всё так печально: Стражински вводит в число героев майора Сандру Ли, которая во Втором отделе передовых военных технологий пытается разгадать секреты инопланетного корабля, двадцать лет назад доставившего на Землю последнего сына погибшего Криптона. Вероятно, эта девушка сможет составить конкуренцию привычной уже журналистке Лоис Лейн – но уже в следующих книгах.
Вообще, «газетные» моменты удались автору лучше всего – чувствуется собственный репортёрский опыт. Образ главного редактора «Дейли Плэнет» - пожалуй, лучший из всех «второплановых». Чего только стоит краткая характеристика, данная ему Лоис: «Тот, кого Перри в последний раз воодушевлял, угрожал броситься с моста на 9-й улице. А Перри ему в ответ: «Прыгай. У меня как раз нет материала для второй страницы». Заслуживают внимания и советы редактора: «Хороший репортер всегда выбирает короткие и ёмкие фразы. «Вчера вечером была убита собака», а не «Вчера было совершено убийство собаки». Но советы советами, а главные лавры в этой истории заслуживает фотограф Ольсен, бесстрашно шагающий навстречу опасности во имя своей профессии: «Когда можно сделать хороший кадр, мы готовы стоять до последнего. Мы не бежим и гибнем ради правды. Потому что это единственное, за что стоит погибнуть». Золотом бы такие слова оттиснуть!
И именно эти слова - вкупе с самоотверженностью расписавшихся под ними журналистов - и приводят в конечном итоге Кларка Кента в редакцию, несмотря на то, что огромные гонорары предлагали ему и в команде американского футбола, и в научной лаборатории прикладных исследований. Не за деньгами гонится Супермен – сила действительно в правде. В полной мере его «программа» содержится в том самом интервью с самим собой, с которого Кент начал свою карьеру в газете и которое приводится в книге в качестве эпилога. Цитируя Линкольна, говорившего, что «нельзя постоянно помогать людям и делать за них то, с чем они и сами могут – и должны – справиться», Супермен обещает служить всему человечеству - а вовсе не одному только американскому правительству. И помнить всегда о том, что дали ему земляне.
Не лишён роман и иных примечательных моментов. От всей души достаётся пёстрому костюму, который невозможно, «к сожалению, перекрасить в другой цвет» (мать находит отличное «утешение»: «Если подумать, в этом нет ничего плохого… Все будут смотреть на цвета, а не на лицо»). Заодно объясняется, почему Супермен не носит маску: «Когда люди увидят, на что ты способен, как ты могущественен, они испугаются. А от маски станет только страшнее. Им нужно видеть твое лицо, чтобы удостовериться, что на нем нет печати зла». И после этого мать с печалью добавляет: «Маску тебе придется носить всё остальное время».
Большой флэшбэк, в котором злодей называет причины гибели Криптона, завершается ироничной фразой внимательно выслушавшего всё Супермена: «Знаешь, ещё в детстве меня всегда раздражало, когда отрицательный герой в книжке вдруг бросает все дела, чтобы рассказать положительному, что он задумал. Я никогда не видел в этом смысла». Злодей легко соглашается с этим - потому что «это лишь затем, чтобы ты только меня и слушал и не замечал, что творится вокруг». А в это время буровые установки уже приблизились к собору Василия Блаженного, египетским пирамидам и надписи «Голливуд»... Впрочем, на этом с подробностями сюжета закончим.
«В этом графическом романе соблюден идеальный баланс между персонажем, мифологией и экшеном, то есть всеми составляющими лучших сюжетов о Супермене. Я верил каждому мгновению этой истории». Так отзывается о новой книге Ричард Доннер, режиссёр фильма «Супермен» 1978-го года. Другая цитата на обложке – от Дэвида С. Гойера, вместе с Кристофером Ноланом работавшим над сценарием и «Человека из стали», и трилогии о Бэтмене: «В «Супермене» Стражински вновь удалось проявить себя с лучшей стороны – заново изобразить культового персонажа так, чтобы его мотивы и поступки были понятны, а сам он выглядел обновлённым и, главное, более человечным, чем прежде». Удалось ли подобное самому Гойеру – сможем оценить уже через месяц в кино, а пока фанаты супергероя имеют 144 страницы, отпечатанных на бумаге издательством «Азбука-Аттикус».